Управление товарными потоками

Главной целью эффективного управления товарными потоками является обеспечение высокой производительности труда при сокращении временных затрат на обеспечение товаром торговых точек.

Состав товарных потоков

Любой товарный поток движется поэтапно. Сначала торговое предприятие работает с поставщиком, у которого производится заказ товара. Это одно из основных звеньев цепи, обеспечивающей своевременность и непрерывность поставок. Выбор поставщика осуществляется по целому набору критериев, основным из которых является приемлемое соотношение цены и качества товаров. При удачном выборе поставщика можно гарантировать, что он произведет или предоставит необходимое количество товара в нужное время. При расчете объема заказа можно пользоваться различными методиками, наиболее популярными из которых являются заказ через равные промежутки времени или при достижении минимального запаса. Для более точного определения объема закупок используется АВС-анализ.

Современные программные средства позволяют комбинировать различные методики управления запаса.

Так, в Forecast NOW! Можно провести ABC – анализ и задать на его основании уровень сервиса различным группам товаров.

Пример:

  1. Провести кросс ABC- анализ товаров по факту продаж – прибыли:
     

кросс ABC- анализ товаров по факту продаж – прибыли

 
2. После этого задать разным группам товаров разный уровень сервиса:

 

Схема: как задать разным группам товаров разный уровень сервиса

Таким образом при расчете оптимального запаса будет учтен уровень сервиса и кросс ABC-анализ.

Помимо этого, в программе Forecast NOW! можно задать параметр «Точка заказа, дней», показывающий на какое число дней должно храниться товара на складе. Если в момент заказа остатки больше этого числа, то заказ произведен не будет, если меньше – сформируется.

Таким образом запасы по товару не опустятся ниже минимального порога.

точный расчет объема заказа

Таким образом, на первом этапе управления поставок при помощи программного обеспечения можно точно рассчитать объем заказа.

На следующем этапе необходимо разработать систему поставки – она должна быть своевременной и недорогой. Обязательно нужно учитывать, что каждое из звеньев цепи поставок работает со своим логистическим компонентом и только эффективное объединение их в систему даст возможность обеспечить постоянный и своевременный подвоз нужного количества товара. Если этого не сделать, торговое предприятия будет испытывать дефицит товара, приводящий к снижению уровня сервиса или, наоборот, при излишних объемах будут нарастать затраты на складирование или появляться неликвиды.

Далее товар сгружается на складе, где нужно обеспечить его хранение. Оптимизация затрат на хранение достигается минимизацией сроков, а также автоматизацией процессов перемещения товара. Для того чтобы снизить срок пребывания товара на складе до минимума, необходимо разбить товар на группы и производить закупку относительно спроса на каждую из товарных групп, предварительно заручившись гарантиями своевременного подвоза. А использование WMS систем даст возможность автоматизировать системы учета и перемещения по каждой товарной позиции.

Пути оптимизации управления товарными потоками

Оптимизация управления товарными потоками осуществляет на каждом структурном этапе этого процесса. При правильном подходе торговое предприятие значительно увеличивает свою прибыль за счет выгодного приобретения товара, а также экономии на его доставке и складском хранении.

Оптимизация начинается с выбора поставщика. Обычно его производят на тендерных торгах, когда специалисты выбирают наилучшее предложение из нескольких, поданных на конкурс. При этом нужно учитывать не только приемлемость соотношения цены и качества товара, хотя, это и главный критерий. В договоре необходимо отразить и другие условия: возможность быстрого наращивания поставок или их сокращений без штрафных санкций, наличие логистической базы, которая позволит осуществлять поставки с разной частотой, гибкая ценовая политика, готовность заключать долгосрочные соглашения.

При определении объема заказа следует проанализировать спрос на каждую из товарных позиций и потребность в страховом запасе. Это делается на основе АВС-анализа, когда товар разбивается на группы относительно спроса и прибыльности. Товары, пользующиеся постоянным спросом, как и товарные позиции, с низким или эпизодическим спросом, не требуют страхового запаса. Первые завозятся регулярными партиями, а вторые – преимущественно под заказ. Среди товаров класса С, которые составляют 80% от общего количества, многие позиции пользуются нестабильным спросом, поэтому по данному классу можно необходимо создавать страховые запасы.

Для успешной регулярной доставки следует синхронизировать все логистические операции, которые необходимы для успешной доставки товара. Частота и объемы доставки оговариваются в договорах между поставщиком и торговым предприятием. При выборе поставщика лучше обращать внимание на те компании, которые могут самостоятельно организовать доставки и закрепить этот пункт в договоре.

Оптимизация затрат на хранение достигается размещением на них адекватного количества страхового запаса. Это можно сделать несколькими способами. Прежде всего, при помощи АВС-анализа определяется оптимальный объем заказа. Товар при этом методе заказывается при снижении запасов до критического уровня. Иногда используется методика, при которой товар разбивается на две партии. Одна отправляется в торговый зал, а другая хранится на складе. Как только первая партия продается, вторая отправляется на ее место, а на склад заказывается новый товар.

Автоматизация процесса заказа позволит повысить точность расчетов и существенно сократить время.

Отслеживание перемещений товара производится при помощи WMS системы. Данная система позволяет в автоматическом режиме отследить перемещение товара, оптимизировать процессы погрузки и разгрузки, максимально эффективно использовать технику и снизить затраты фонда оплаты труда.

Другие публикации