Управление ассортиментом товаров

Определение - Управление ассортиментом товаров
Деятельность, целью которой является достижение максимума эффективности предлагаемого покупателю ассортимента, называется управление ассортиментом товаров.

 

Управление ассортиментом товаров

Формирование ассортимента

Такой подход позволяет скорректировать ассортиментную политику и правильно сформировать товарные запасы, что приводит к повышению прибыльности предприятия или магазина. Определение спроса на ту или иную категорию товара, производится при помощи опроса или наблюдения.

Управление ассортиментом товаров в магазине представляет собой поэтапное выполнение действий, которые позволят выявить и поддерживать оптимальный уровень товарного ассортимента.

Анализ ассортимента и структуры продукции

Рассматривая методы управления товарным ассортиментом, можно выработать различные приемы и методы. Одним из наиболее эффективных является метод категорийного менеджмента. Для этого товар разбивается на категории и по каждой из них производится анализ структуры ассортимента, следующим образом:

  • формирование категории;
  • определение ее роли в ассортименте товаров;
  • разработка стратегии и тактики категории;
  • оценка эффективности;
  • корректировка при неудовлетворительной эффективности.

Формирование категории товаров производится путем объединения определенных групп, которые могут быть взаимодополняющими или взаимозаменяемыми, например, «товары для рыбалки». Управление товарным ассортиментом на предприятии торговли в разрезе формирования категорий обязательно учитывает ценовые показатели товаров и корреляционную составляющую, дающую представление о взаимозаменяемости.

Обеспечивая управление и формирование ассортиментом торгового предприятия, необходимо учитывать, что роли товарных категорий распределяются следующим образом:

  • прибыльные товары — высокие темпы продаж и высокая норма прибыли;
  • товары, создающие спрос — стабильно популярные товары;
  • товары, создающие наличность — стабильно высокие темпы продаж при ассортименте, аналогичном с конкурентами при небольшой норме прибыли;
  • товары-защитники — это товары, цены на которые устанавливаются ниже, чем у конкурентов, чтобы привлечь покупателя;
  • имиджевые товары — дорогие, статусные товары, привлекающие покупателей с большими деньгами;
  • тест-товары — имеют наименьшую долю и вводятся в ассортимент с целью тестирования рынка.

Постоянное совершенствование управления ассортиментом обеспечивают стратегия и тактика продвижения категорий товаров. Стратегия позволяет увеличить количество удовлетворенных целевых покупателей, увеличивая норму прибыли. Тактика — повседневный процесс, обеспечивающий реализацию стратегии. Здесь рассматриваются конкретные моменты, включая ценовую политику, способы презентации, планы поставок и другие текущие вопросы.

При оценке эффективности производится систематический анализ по показателям, которые определяются торговым предприятием. Периодичность такого анализа позволит сделать управление ассортиментом по товарным категориям более динамичным и действенным и своевременно корректировать товарные позиции.

Другие публикации