Планирование закупок

Управление современным торговым предприятием невозможно без эффективного планирования закупок. Огромный ассортимент товаров, жесткая конкуренция, резкие колебания спроса – все эти факторы требуют применения точных и оперативных методов учета товарных ресурсов.

В общем случае спрос оценивается уровнем продаж товара. То есть количество и ассортимент закупаемого товара должны компенсировать спрос на него. При достаточных запасах товаров, потребность в них компенсируется доставкой со складов. При уменьшении запасов товара производится закупка недостающих позиций у поставщиков. В этом случае и приходится решать такие вопросы, как: что закупать, у кого, когда и в каком количестве.

Сколько закупать?

Для оценки количества и ассортимента закупок наиболее популярен метод АВС и XYZ анализа. С его помощью производится группировка товаров по их значимости и на основе этого принимаются решения о необходимости их закупки.

ABC – анализ показывает вклад товара в определенный параметр (продажи, выручка и т.д.), XYZ – анализ показывает стабильность выбранного параметра у товара.
 

 Пример проведенного ABC-XYZанализа по продажам в программе ForecastNOW!

Рис. 1 Пример проведенного ABC-XYZанализа по продажам в программе ForecastNOW!
 

Чем товар находится правее и выше, тем лучше и стабильнее он продается.

Проведя классификацию товаров и составив матрицу АВС-XYZ, можно сделать следующие выводы:

АХ и ВХ – товары из этих групп отличаются высоким товарооборотом и стабильностью. Эти товары должны всегда быть в наличии, причем, благодаря хорошей прогнозируемости их расхода нет необходимости поддерживать избыточный страховой запас.

Обычно для товаров этих групп выставляются высокие значения уровня сервиса обслуживания клиентов.
 

Уровень сервиса обслуживания клиентов на примере программы ForecastNOW!

Рис. 2 Уровень сервиса обслуживания клиентов на примере программы ForecastNOW!
 

AY и BY – характеризуются высоким товарооборотом, но отличаются недостаточной стабильность продаж. Поэтому, для их постоянного наличия, необходимо иметь достаточный страховой запас.

AZ и BZ – высокий товарооборот и низкая прогнозируемость продаж. Попытка поддерживать избыточный страховой товарный запас по товарам этой группы может привести к значительному увеличению общих товарных запасов компании. Для товаров из этой группы рекомендуется разработать отдельную систему заказов. Часть из них можно перевести на заказы с фиксированным объемом (суммой), для другой части – обеспечить более частые периодические поставки, для третьей – выбрать поставщиков, которые расположены недалеко от склада. Для самых нестабильных подгрупп этой группы можно повысить периодичность контроля и даже поручить работу с этими товарами отдельному (желательно достаточно опытному) менеджеру.

С

Товары, входящие в группу С, обычно составляют порядка 80% ассортимента компании. XYZ-анализ поможет значительно повысить эффективность управления товарами данной группы.

Для товаров из подгруппы СХ оптимальной будет постоянно-периодичная система заказов, что позволит снизить страховой товарный запас.

Товары группы CY могут поставляться по системе с постоянным объемом (суммой) заказа, но при этом необходим достаточный страховой запас (в пределах имеющихся у компании финансовых и складских резервов).

Группа товаров CZ – это все новые товары, товары, поставляемые под заказ, и товары случайного спроса. Часть этих товаров можно без ущерба для товарооборота вывести из ассортимента, а остальную часть необходимо внимательно контролировать, так как неликвиды таких товаров часто являются причиной убытков.

При этом автоматические системы управления запасами позволят выявить новые товары и товары, продающиеся под заказ (не складские) и предложат пользователю заказать их вручную:
 

Достоверность товара на примере программы ForecastNOW!

Рис. 3 Достоверность товара на примере программы ForecastNOW!

 

 Общие выводы по управлению товарными запасами в зависимости от их группы

Рис. 4 Общие выводы по управлению товарными запасами в зависимости от их группы
 

Выбор периода планирования закупок

Выбор периода планирования зависит от следующих параметров:

  • сезонность продаж (недельная или месячная, продажи стабильны или значительно отличаются по месяцам)
  • срок поставки товара (период планирования запасов должен быть соотнесен со сроками поставки: если товар доставляется Вам 3 месяца, то планировать склад на неделю бессмысленно)

Особое внимание при составлении планов следует уделить предприятиям, торгующим товарами с редким спросом (стройматериалами, запчастями для автомобилей, бытовой техникой и т.п. ). Типичная проблема таких компаний в том, что финансирование на закупку товаров выделяется на месяц, а оптимальный период планирования закупок для товаров подобных категорий составляет полгода. При попытке сократить этот срок до месяца большинство товаров попадет в группу Z, что значительно затруднит планирование спроса.

Расчет оптимального запаса с учетом сезонности продаж

Серьезное влияние на результаты расчетов может оказать и сезонность спроса на некоторые товары. Без учета этого фактора даже вполне "стабильные" товары могут попасть в группу Z. Для эффективного анализа сезонного спроса необходимо выделить этот параметр из фактических данных. Чтобы исключить сезонный фактор из данных о продажах, значения продаж делятся на соответствующие сезонные коэффициенты (свои для каждой группы товаров), что позволяет значительно снизить коэффициент вариации. Для расчета сезонных коэффициентов используются показатели сезонных трендов – значений прогнозов продаж на каждый месяц.

При этом при планировании запасов сезонность лучше рассчитывать по группе товаров, так как у одного товара слишком велик случайный фактор.

Сезонность можно рассчитать при помощи систем управления товарными запасами
 

Расчёт сезонности по группе товаров «кондитерские изделия» в программе ForecastNOW!

Рис. 5 Расчёт сезонности по группе товаров «кондитерские изделия» в программе ForecastNOW!
 

У кого закупить

Кроме изучения спроса на товары не менее важным в планировании закупок является правильный выбор поставщиков товаров.

Закупка товаров может производиться:

  • на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях (в том числе и местных);
  • у индивидуальных предпринимателей и населения;
  • на оптовых базах и в оптово-посреднических структурах;
  • в иностранных компаниях и их представительствах.

Выбор поставщиков осуществляется в зависимости от общего состояния рынка товаров, объема и ассортимента товаров, которые может предложить конкретный поставщик, от уровня цен, надежности и еще множества факторов, которые необходимо выяснить перед заключением договора. Для получения актуальной информации о поставщике проводится первичное и вторичное исследование рынка.

При первичном (или прямом) изучении рынка используются следующие источники информации:

  • предварительные переговоры с поставщиками, а также общение с их клиентами и конкурентами;
  • переговоры с фирмами-посредниками;
  • посещение выставок продукции и общение с представителями компаний-производителей;
  • выезд непосредственно на территорию предприятий-поставщиков для объективной оценки их технических возможностей.

При вторичном (косвенном) исследовании рынка проводится тщательно изучение имеющихся документов и прочей доступной информации. Для этого используются:

  • биржевые бюллетени, обзоры рынка, содержащие прямую или косвенную информацию о поставщиках;
  • упоминания поставщиков в прессе и специальных фирменных журналах;
  • сравнение цен и условий поставок, содержащихся в различных каталогах, проспектах, газетах и прочих рекламных изданиях;
  • информация о поставщиках, представленная в Интернет, включая как официальные сайты компаний, так и отзывы о них, размещенные на сторонних ресурсах.

Все полученные данные сводятся в таблицу, где по горизонтали перечисляются критерии отбора (цены, качество и комплектность товара; удаленность и надежность поставщика и т.п.), а по вертикали заносятся сами поставщики. В соответствующих клетках каждому потенциальному поставщику по каждому критерию по пятибалльной шкале выставляется оценка – от "0" (неприемлемо) до "5" (отлично). Далее, показатели суммируются и, на основании полученных оценок, отбираются наиболее перспективные компании, с которыми и заключаются договора на поставку товаров.

Другие публикации