Основной причиной так называемого «эффекта хлыста» в логистике является недостаток информации или искаженное, а иногда и в корне неверное предоставление информации. Например, если своевременно и в полном объеме не была передана информация о повышении спроса на продукт, последствия в результате могут быть очень серьезные.
Розничные торговцы в качестве мер предосторожностей закупают большее количество товара у оптовых торговцев. Оптовые торговцы, в свою очередь, заказывают большее количество товара у производителя, который, соответственно, повышает производительность в связи с внезапно выросшим спросом. Вот, что происходит при неправильной оценке спроса и недостатке общения между участниками.
В худшем варианте событий «эффекта хлыста» будет изготовлено череcчур большое количество товара, которое придется хранить до того времени, пока его приобретут оптовые торговцы. Это приводит к тому, что производитель не может использовать оборотный капитал, и кроме того, вынужден нести большие расходы по хранению собственного товара.