В терминологии торгового предприятия запасы представляют собой продукцию, которая предназначается конечному потребителю. Они подразделяются на товарные средства производства и непосредственно товары для потребителя.
Определение оптимального размера товарного запаса
Чтобы определить оптимальный размер запаса, предлагается всю массу поделить на следующие категории:
- текущие запаса— обеспечивают непрерывность функционирования предприятия;
- страховые запасы— необходимы для обеспечения работы при непредвиденных сбоях в поставках;
- сезонные запасы— имеются при сезонном характере торговли.
Кроме того, различают:
- переходящие запасы, которые остаются в конце отчетного периода;
- подготовительные запасы, требующие дополнительной подготовки перед продажей;
- неликвидные запасы, не использующиеся на протяжении длительного времени;
- запасы, находящиеся в пути.
Из всех этих категорий и должен складываться оптимальный объем запасов.
В системе торгового предприятия всегда имеется цепочка запасов, которые движутся из одно части этой системы в другую. И это приводит к тому, что оптимальный размер запаса значительно превышает количество реализуемого товара.
При оптимизации системы этот товарный объем можно значительно снизить.
Практика показывает, что предприятия предпочитают превышать объемы страховых заказов на случай повышения спроса или возникновения сложностей в поставках.
В то же время излишек запаса приводит к существенному повышению издержек на хранение.
Именно поэтому возникает острая необходимость сформировать оптимальный складской запас.
Достигнуть этого можно при определении экономически обоснованного заказа.
Такой заказ рассчитывается при помощи формулы Вильсона, которая учитывает затраты на производство товара, уровень спроса на него и затраты на хранение.
Если формировать такой заказ по всем категориям товара, автоматически удастся выйти на оптимальный размер запаса.
Таким образом, оптимальный уровень товарных запасов, необходимый для поддержания эффективной работы предприятия, зависит от таких факторов, как:
- колебание сроков, в которые восстанавливается запас;
- изменение спроса на различные категории товаров, в том числе сезонные;
- стратегии работы с клиентами и поставщиками.
Чтобы максимально приблизиться к оптимизированному объему складских заказов, необходим контроль движения товаров, а также правильно составленный на основе прогнозов специалистов план поставок. Это позволить существенно снизить затраты на хранение товаров, при высоком уровне обслуживания потребителя.