Что такое цепи поставок?
Под цепями поставок подразумевают систему, которая позволяет максимально эффективно интегрировать работу производителя, поставщика, дистрибьютора и продавца. Внедрение такой системы позволяет обеспечить своевременное наличие товара в нужном месте и в необходимом количестве, при минимальных материальных издержках. Термин «система управления цепями поставок» известен как SCM (Supply Chain Management) и пришел к нам из западной экономической системы, где используется более 15 лет.
При ближайшем рассмотрении любая цепь поставок представляет собой целый набор звеньев, которые связываются между собой информационными и товарно-денежными потоками. Как правило, эти звенья принадлежат некоторому количеству компаний-контрагентов, координация действий которых и приводит к бесперебойной работе цепи поставок. Это, в конечном итоге, и приносит увеличение прибыли каждого из участников данной системы.
Структура цепи поставок
Современная система управления цепями поставок (SCM) позволяет автоматизировать организацию поставок за счет повышения контроля прохождения и реализации товаров. Система SCM позволяет максимально удовлетворить спрос на товары, при одновременном снижении затрат на закупки и логистику. В идеальном варианте система управления цепями поставок (SCM) должна охватить весь цикл, начиная от покупки до продажи товара конечному потребителю.
Внедрение системы SCM позволяет реализовать оптимальное планирование, в котором будет подробно расписано, в какой последовательности и когда нужно осуществлять производство и доставку товаров для их максимально выгодной реализации. Это помогает полностью удовлетворить спрос на него, минимизировав при этом затраты за счет снижения платы за аренду складских помещений, транспорт и закупку излишних объемов, которые не будут реализованы. Систему управления цепями поставок можно условно разделить на две структурные единицы, которые являются ее подсистемами:
- планирование цепи поставок – Supply Chain Planning (SCP);
- исполнение цепи поставок – Supply Chain Execution (SCE).
Планирование цепи поставок
В планировании цепи поставок выделяют следующие модули:
- Прогноз спроса
- Управление запасами
- Управление пополнением
Рассмотрим эти модули по отдельности:
- Прогноз спроса
Прогноз спроса – первое звено всей цепи поставок. Соответственно от точности прогноза зависит работоспособность всей системы. При большом товарном ассортименте компании важно, чтобы для разных товаров применялись разные методы прогнозирования. Обычно в автоматизированных системах разделяют комплекс методов прогнозирования для товаров с гладким спросом (относительно стабильно продаются каждый день) и редким (среднее расстояние между фактами продаж > 1,25 дня):
Рис.1 Выбор метода прогнозирования спроса на примере программы Forecast NOW!
Для товаров первой группы применяются такие методы, как скользящее среднее, экспоненциальное сглаживание и нейронные сети. Самым точным (но и самым сложным для реализации) является последний, реализованный в очень маленьком числе программных продуктов.
Пример:
Рис. 2 Прогнозирования нейронными сетями
Для товаров редкого спроса используются методы математического моделирования, так как стандартные способы дают очень неточный результат.
Пример:
Рис. 3 Работа методов математического моделирования в программе Forecast Now!
На графике светло синим цветом построена накопи тельная вероятность спроса (например, с вероятностью 95% будет продано не более 21 единицы товара). На основании подобных гистограмм и уровня сервиса делается вывод о размере оптимального запаса товара.
Также при прогнозировании спроса не стоит забывать о:
- сезонности продаж
- тренде
- фильтрации аномальных продаж (чтобы они не завышали /занижали прогноз спроса)
При правильном учете всех факторов и верно выбранных методах прогнозирования прогноз спроса будет достаточно точным, что позволит перейти ко второму и третьему звеньям цепочки поставок:
2.Управление запасами и 3. Управление пополнением.
На этих этапах цепочки поставок необходимо:
Проводить аналитику (какие товары лучше продаются, какие хуже, как меняется оборачиваемость, каков средний период между поставками и т.д.)
Исчерпывающего перечня необходимых аналитических показателей не существует, они выбираются исходя из размера компании и стоящих перед ней задач.
Например, в программе Forecast NOW! Можно рассчитать следующие показатели:
Рис. 4 Выбор показателей эффективности в программе Forecast NOW!
Помимо этого, необходимо проводить ABC-XYZ и кросс ABC анализы.
На основании аналитики можно понять, каким товарам стоит установить более высокий уровень сервиса, какие товары стоит исключить из ассортимента, сколько компания теряет на упущенном спросе и многое другое.
После проведения аналитики необходимо перейти к построению заказов поставщикам.
Здесь необходимо учитывать:
Рис. 5 Выбор параметров для формирования расписания поставок в программе Forecast NOW!
Эти параметры нужны для формирования расписания поставок.
Также не стоит забывать об условиях поставки:
Рис. 6 Выбор параметров условий поставки в программе Forecast NOW!
Нужно учитывать и возможности перевозки (чтобы товары были правильно разбиты по доступным фурам с учетом их веса и объема).
После настройки всех параметров можно формировать заказ на пополнение товаров:
Рис. 7 Формирование заказа на пополнение товара в программе Forecast NOW!
Справа на рисунке виден список заказов (подготовленный с учетом расписания поставок), слева – сами сформированные заказы.
Подитог
Как видно из рассмотренного выше, планирование цепи поставок – сложный процесс, требующий учета значительного числа факторов. Однако правильно его построив вы можете быть уверены в том, что заказы на пополнение товаров рассчитаны правильно.
После этого можно переходить к следующему звену цепочки поставок:
Исполнение цепочки поставок
Исполнение цепочки поставок производится в режиме реального времени. Система исполнения цепи поставок (SCE) – это одна из стратегий ведения бизнеса, которая обеспечивает эффективность управления всеми типами активов, для их распределения и синхронизации работы в структурах. Важной оставляющей при этом является исполнение договоров. То есть, при исполнении цепочки поставок стороны должны выполнить то, о чем изначально договаривались, только тогда цепочка поставок может быть выполнена.
Еще одним важным условием SCE является своевременная доставка товара. Логистику считают основным проводником услуг и товаров. При этом каждая компания, вовлеченная в цепочку поставок, обязательно выполняет некоторые логистические операции. Поскольку они не всегда интегрированы внутри одной бизнес-структуры, задачей SCE является синхронизация всех действий, которые обеспечат своевременную доставку товара для эффективного управления запасами.
Таким образом, внедрение системы управления цепями поставок позволяет оптимизировать все бизнес-процессы каждого из звеньев цепочки между производителем и конечным потребителем товара. Это повышает рентабельность всех предприятий, задействованных в процессе, повышая их конкурентоспособность в условиях рынка.