Два кейса, связанные с перемещением товаров. С обеими задачами к нам обратились поставщики автозапчастей после изменения привычных цепочек поставок.
Блокирование остатка РЦ
Описание проблемы
В компании есть распределительный центр (РЦ), который помимо хранения также продает товары. Если общая потребность превышает запасы РЦ, то согласно существующему алгоритму запасы будут распределены между филиалами одним из двух способов: по рентабельности либо по рассчитанному уровню дефицита.
Например, на РЦ есть 100 ед. товара. Потребность самого РЦ – 50, филиалов – 100. Общая потребность – 150 единиц. Значит, процент дефицита будет равен (100/150) = 67%. В этом случае на РЦ останется 33 единицы товара, а 67 уедет на филиалы.
До нарушения цепочек поставок такая схема часто была выгодна компаниям, так как львиная доля продаж приходилась на филиалы, плюс маржа в этом случае гораздо выше.
В 2022 году ситуация поменялась. Все привычные схемы поставок запчастей претерпели изменения. Сейчас спрос на РЦ для компаний стал важнее, так как многие оптовые компании стали закупать запчасти прямо с РЦ. Теперь дефицит на РЦ критичен.
Решение
Был разработан новый алгоритм распределения товаров. Теперь потребности РЦ блокируются в первую очередь. Только после этого оставшиеся товары распределятся по филиалам.
Теперь в программе можно задать норму потребности в днях под продажи самого распределительного центра. Например, нам нужно обеспечить продажи на неделю. Соответственно, в первую очередь будет заблокирован остаток на РЦ на 7 дней, а остальные запасы будут распределены по филиалам.
Перемещение излишков
Описание проблемы
Сейчас для каждого склада можно задать норму запасов в днях. Например, для склада № 1 норма запасов – 10 дней. Если на складе хранится больше нормы какого-то товара, например, запасов на 12 дней, то всё, что свыше нормы, можно распределять на другие склады.
После изменения цепочек поставок спрос стал более вариативным. Участились ситуации, когда после распределения сверх нормызапасов с филиала, на нем резко менялся спрос, и приходилось заново привозить товары с других филиалов. Это время и дополнительные расходы на транспортировку. Так как количество товарных позиций зачастую больше 30 000-40 000, то такие перемещения вручную сложно отследить, и всё это обычно автоматизировано. Такая ситуация особенно актуальна для перемещений между филиалами, исключая РЦ.
Решение
Чтобы снизить количество перемещений, была добавлена возможность установить процент превышения нормы запаса, который будет заблокирован от перемещений. Например, если норма запаса 10 дней, а процент превышения нормы – 50%, то на складе должно оставаться запасов на 15 дней, а не на 10, как раньше. Переместить можно только то, что превышает нормы запасов на 15 дней.