Исследование: как повышение точности прогнозирования влияет на экономическую эффективность

Прогнозирование — важный инструмент в торговле, и интуитивно кажется: чем точнее прогноз, тем лучше для компании. Но всегда ли это так?
На сайте demand-planning.com вышла статья о связи точности прогноза и экономического эффекта. Автор предлагает разобраться, действительно ли бизнесу всегда нужна максимальная точность.

В качестве примера он приводит исследование. В ходе анализа более чем 32 000 временных рядов исследователи пришли к неожиданным выводам: точность прогноза и его экономическая ценность для бизнеса не всегда связаны.

Главные вопросы исследования звучали так:

  • Действительно ли «точность» прогноза всегда коррелирует с его добавленной стоимостью?
  • Когда точность становится достаточной и дальнейшие улучшения теряют смысл?

Ответы на эти вопросы оказались неочевидными. Более точный прогноз не всегда приносит больше ценности для бизнеса, а иногда даже может нанести финансовый ущерб.

Эксперимент в контексте ритейла

Исследование опиралось на данные международного соревнования по прогнозированию M5, проведённого в 2020 году, в котором участвовали более 5500 команд со всего мира. 

Конкурс M5, организованный в 2020 году Центром открытого прогнозирования Макридакиса (MOFC), — это глобальный конкурс по прогнозированию. Он был посвящён прогнозированию спроса на некоторые товары и магазины Walmart, то есть в контексте розничной торговли. По итогам конкурса организаторы опубликовали около 130 различных наборов прогнозов: 50 лучших детерминированных прогнозов, 50 лучших вероятностных прогнозов и примерно 30 эталонных прогнозов, основанных на классических подходах.
Однако соревнование сосредоточилось исключительно на точности прогнозов, не учитывая бизнес-решения и их последствия.

Для исследования команда дополнительно обогатила данные такими параметрами, как структура издержек, частота заказов, ограничения поставщиков и другие бизнес-аспекты. Это позволило максимально приблизить анализ к реальным условиям бизнеса.

Выводы исследования

  • В ходе эксперимента было смоделировано более 9,4 миллиона отдельных сценариев, и результаты были весьма неожиданными.
  • В 80% случаев улучшение прогноза не влияло на принятие решений и не приводило к улучшению экономической эффективности. Это означает, что в 4 из 5 случаев затраты на улучшение точности прогнозов не окупились.
  • Только в 12,6% случаев улучшение прогноза дало экономический результат, оправдывая инвестиции.
  • В 7,3% случаев более точный прогноз, напротив, привёл к ухудшению экономических показателей.

Эти выводы были одинаково верны для различных метрик оценки точности прогнозов (MAPE, MAE, MSE и т. д.). Само по себе улучшение точности не гарантирует экономическую выгоду.

Главный вывод исследования в том, что важна интеграция прогнозов с бизнес-решениями и их последствиями. Необходимо сосредоточить усилия на тех аспектах, которые приносят ощутимый экономический результат, и избегать тех, где инвестиции непонятны и не имеют смысла.

Оценка экономической эффективности

Исследование подсветило проблему, что популярная метрика не может быть базовым критерием для оценки системы планирования в компании. Об этом мы писали ранее в статье «Почему повышение точности прогноза не гарантирует повышение прибыли». Какой же критерий тогда выбрать? Их должно быть несколько. 

Первый, самый очевидный и важный — это экономическая выгода. Оценку нужно делать в деньгах. Главная задача любой системы управления запасами или принятой методологии работы в компании — найти точку баланса в количестве товаров, чтобы издержки компании были минимальны, а прибыль  максимальной. Именно с этой точки зрения нужно оценивать все нововведения в компании. 

Полезный материал

Инструкция, как выбрать систему управления запасами

Однако экономическая эффективность хоть и главный критерий, но не единственный. Помимо неё нужно смотреть ещё на несколько показателей. 

  • Структура запасов. Нужно понимать, сколько у вас неликвидов, излишков и как это соотношение меняется. 
  • Оборачиваемость. Важно следить, как она будет меняться.
  • Уровень сервиса второго рода (fill rate). Мы рекомендуем считать уровень сервиса в деньгах, а не в единицах товара. Это важно, потому что некоторые товары,например, различные фильтры и спецтехника продаются с разной частотой и сравнивать их в штуках нельзя. 
  • Рентабельность запасов. Показывает, сколько денег с каждого вложенного рубля в запасы мы получили. Важный индикатор, который нельзя игнорировать
  • Упущенная прибыль. Показывает, сколько денег компания недополучила из-за дефицита.

Такой комплексный подход может показаться сложным. Но он гарантирует вам, что вы можете реально оценивать эффективность на уровне компании в целом, по прибыли и на уровне конкретного отдела, отслеживая показатели изменения запасов.


 

Практические рекомендации
по управлению запасами

Про прогнозирование спроса, управление ассортиментом, планирование запасов, автоматизацию расчетов и сокращение стоков

Подписаться на телеграм канал

Другие публикации