Не зависимо от того, в какой сфере работает предприятие, сущность и задачи закупочной логистики сводятся к обеспечению его работы. В любом виде деятельности — производстве, торговле или услугах, практически всегда возникает необходимость закупок:
- Комплектующих или материалов;
- Товаров для реализации;
- Канцтоваров;
- Необходимой для оказания услуг или производства техники.
Эффективность работы и себестоимость услуг и товаров зависит, в том числе, и от того, как устроена организация закупочной логистики на предприятии. Этот раздел деятельности оказывает влияние на прибыль, поэтому он заслуживает детального анализа.
Функции и методы закупочной логистики — не просто теория, это инструментарий, который применяется отделом закупок. К самым непосредственным функциям относятся:
- Работа с поставщиками: поиск наиболее выгодных предложений, их оценка и отбор. Выбор производится с учетом всех значимых критериев — цен, времени доставки, расстояния, дополнительного сервиса;
- Расчет потребности в ресурсах, необходимых для работы организации;
- Расчет оптимальных закупочных партий по разным видам материальных ресурсов и товаров для продажи;
- Согласование закупочных цен, заключение договоров поставки;
- Отслеживание выполнения сроков доставки;
- Проверка соответствия качества поступающих материалов и товаров;
- Расчет нормативных уровне запаса для каждого вида ресурса и поддержание этого уровня на складе.
Исходя из перечисленных функций, становятся понятны цели и основные задачи закупочной логистики: обеспечение бесперебойной работы предприятия — продаж, производства или оказания услуг. Если сравнивать работу предприятия с движением автомобиля, то механизм функционирования закупочной логистики нужен для того, чтобы машина все время была на ходу. Этот механизм обеспечивает постоянную подачу топлива и масла и своевременную замену деталей.
Поставщики, распределяя объемы поставок между покупателями и доставку товаров, ведут расчеты в рамках распределительной логистики. Взаимосвязь распределительной и закупочной логистики очевидна, так как все, что у поставщиков относится к распределительной сфере логистики, у покупателя является закупками — и это два звена одной логистической системы.
Дав понятию «закупочная логистика» определение, которое включает в себя снабжение бесперебойного процесса торговли или производства и поддержание уровня минимальных запасов, выделим основные проблемы закупочной логистики. Это необходимость точного расчета минимального запаса, который будет, с одной стороны, снижать издержки на хранение, а с другой стороны обеспечивать бесперебойность работы компании, пока следующая партия товаров будет доставлена от поставщика.
Логистика закупок должна быть встроена в общую систему целей организации. Например, если компания проводит акцию «При покупке дорогого товара, в подарок стимулирующий небольшой товар», то логистика должна быстро среагировать и поставить необходимое количество не только дорогого товара, но и подарков. На первый взгляд, это не сложно, но если у компании много магазинов и в каждом отмечается разный спрос акционный товар, то на расчеты и доставку необходимо время. Поэтому большинство проблем закупочной логистики решается хорошей автоматизацией, например, при помощи программы Forecast Now! с возможностью быстрого внесения изменений.
Система поставок точно в срок в закупочной логистике
Такая система позволяет экономить на складских издержках, так как доставка выполняется прямо в торговый зал или на место монтажа, к производственному участку. По сути, это система закупки под заказ — как только в товаре возникает потребность, он покупается. Потребность может определяться, например, так. Пришел покупатель, и он готов не только купить товар, но и подождать, пока его привезут. В этом случае, магазин привлекает покупателей за счет цены и сервиса. Также потребность может определяться приближением уровня запаса к минимальному, после чего сразу делается очередная закупка.