Оптимизация запасов

Оптимизация запасов - ряд действий, направленных на нахождение баланса между минимизацией товарных запасов и максимизацией продаж.

Минимизация товарных запасов -  это снижение затрат на содержание, транспортировку, и других операций связанных с товаром. Данные действия позволяют ускорить оборачиваемость товара и избавиться от неликвида.

Максимизация продаж, достигается в первую очередь за счет повышения качества обслуживания и удовлетворенности клиентов

 Оптимизация запасов – это поиск золотой середины между двумя разными стратегиями управления запасами, такими как минимизация товарных запасов и максимизация товарных запасов.

Содержание

  • Проблемы оптимизации запасов
  • Неоптимизированный подход
  • Преимущества оптимизации запасов
  • Также стоит прочитать

Проблемы оптимизации запасов

Проблемы оптимизации запасовКаждая компания сталкивается с проблемой нахождения баланса между своим объемом поставок и клиентским спросом. То, как компания справляется с этим балансом, в основном и влияет в конечном итоге на ее доход и дальнейшее развитие. По данным «APQC Open Standards» запасы в среднестатистической компании составляют 10.6 процента от годового дохода. Таким образом, среднестатистическая компания тратит более 10 процентов своего дохода на содержание запасов, хотя в некоторых компаниях эта цифра может быть гораздо выше.  

К тому же, уровень запасов значительно влияет на свободные денежные средства. В связи с этим, для компаний важно поддерживать как можно более низкий уровень запасов и распродавать их как можно быстрее. Например, когда аналитики «Wall Street» анализируют деятельность компаний для последующего создания прогнозов их доходов и составления рекомендаций по продажам и покупкам, то уровень запасов – это всегда один из ключевых факторов, принимаемый ими во внимание.  Исследования показали 77%-ное соотношение между общей рентабельностью производства и оборачиваемостью запасов.  

Феномен длинного хвоста и эффект хлыста в логистике.

Проблему оптимизации запасов также усугубляет феномен  «Длинного Хвоста», при котором большое количество продуктов с низкой скоростью продаж  составляет большую часть продаж во многих компаниях. Короткие и более частые циклы продукции,  которые требуются для удовлетворения потребностей более сложных рынков, приводят к необходимости управлять цепочками поставок, содержащих все большее количество товаров и звеньев.  

В то же время, периоды планирования и сроки снижаются от месяцев/неделей до дней, а число контролируемых складских помещений –  растет от дюжин в центрах распределений до сотен или даже тысяч в точках продаж, что в свою очередь приводит к появлению большого количества временных рядов с высоким уровнем изменчивости спроса. Это объясняет одну из главных проблем в управлении современными цепочками поставок – так называемый «эффект хлыста», часто приводящий к тому, что небольшие изменения текущего спроса вызывают впоследствии гораздо более сильные изменения ожидаемого спроса. Изменение ожидаемого спроса, в свою очередь, может привести к ошибочным решениям компаний о существенном изменении уровня запасов, в котором на самом деле она не нуждается.    

Неоптимизированный подход

Компании, не осуществляющие оптимизацию запасов, обычно рассчитывают желаемые значения уровня запасов, основываясь на эмпирическом подходе (rule of thumb) или одноступенчатых расчетах.  При эмпирическом подходе целью расчетов обычно задается количество дней на поставку. Одноступенчатые расчеты производятся для одного конкретного продукта в одной конкретной точке, и рассчитывают то количество запасов, которое необходимо для удовлетворения спроса.  

Преимущества оптимизации запасов, на примере реальных организаций

Некоторые компании улучшили свои финансовые показатели, проведя оптимизацию запасов. Исследование, проведенное «IDC Manufacturing Insights», выявило, что некоторые из них сократили свои уровни запасов на 25% в течение одного года, а менее чем за два года дисконтированный денежный поток был выше 50%.

«Electrocomponents», расположенная в Великобритании крупнейшая в мире компания, занимающаяся оптовой торговлей электроникой и сопутствующими товарами, осуществив оптимизацию запасов для повышения уровней обслуживания, увеличила доход на 36 миллионов фунтов стерлингов, и одновременно снизила уровни запасов. «BP-Castrol», осуществив оптимизацию запасов, снизила запасы готового товара на 35% за два года, повысив при этом уровни обслуживания на 9%.

«Smiths Medical», подразделение «Smiths Group», осуществив оптимизацию запасов организации для более быстрого реагирования на изменчивость спроса и предложения, тем самым снизила риск, как дефицита, так и переизбытка товара, и одновременно выровняла производственные циклы.   

Также стоит прочитать:

-Методы оптимизации запасов

Другие публикации