Управление цепочками поставок

10 апреля 2014

Управлению цепочками поставок относительно просто найти объяснение, ведь все из нас, так или иначе, сталкивались с ним. Люди, непосредственно связанные с управлением цепочками поставок, обычно работают в крупных корпорациях (например, в автомобильной или пищевой промышленности), и от них многое зависит в группе или отделе. Вы, как потребитель, и сами каждый день косвенно с этим сталкиваетесь. Управление цепочками поставок – это взаимодействие разработчиков, финансистов, производителей и поставщиков практически любых товаров, используемых в каждодневной жизни. Управление цепочками поставок сокращает процессы в вышеперечисленных  сферах деятельности и, помимо прочего, служит для сокращения времени доставки.

Рассмотрим пример: Вы покупаете новую машину, и Вам не приходится ждать ее готовности месяцами, потому что ее сборка происходит в четкой последовательности. Части машины одновременно производятся на разных заводах, и, в конце концов, одновременно оказываются в точке финальной сборки, после которой машина проверяется и в результате доставляется покупателю в гораздо более короткие сроки, нежели раньше.

Что такое управление цепочками поставок

Начало этому виду управления впервые было положено в Швейцарии, в 1981г. С годамибыла разработана система, применяющаяся как комплексный подход к контролю и регулировке товаропотоков между поставщиками и финальными потребителями. Для того, чтобы точнее описать систему, будет проще разделить данный термин: 

Дословно термин делится на три части, а именно:

  • Поставка – доставка или поставка чего-либо (supply, deliver)
  • Цепь – цепь (the chain)
  • Управление – управление (the management).

Как мы видим, дословный перевод здесь не возможен, и путаница все нарастает.    

В немецком языке, например, говоря об управлении цепочками поставок, имеется в виду сам процесс управления, изучение поставок или как альтернатива - «цепочка создания стоимости». Управление цепочками поставок описывает систему производства и логистики внутри компании, включающей в себя процесс закупок, производства, хранения и перевозки, начиная от поставщика сырья и заканчивая финальным покупателем.

Целью управления цепочками поставок является планирование, контроль и координирование всех товарных и информационных потоков внутри цепочки. Часто в цепочках поставок производятся ненужные действия, включающие себя увеличение продолжительности цикла, времени хранения и доставки  или чрезмерный расход капитала. Однако целью управления цепочками поставок является повышение уровня обслуживания клиентов, повышение конкурентоспособности всех вовлеченных в процесс компаний. Т.е., фактически, речь идет о сокращении затрат при использовании более эффективных процессов. Конечной целью является завоевание конкурентоспособного преимущества, увеличение присутствия на рынке и повышение прибыли.   

Проблемы в управлении цепочками поставок

При управлении цепочками поставок происходит совместная работа нескольких компаний в разных областях. Другими словами, одна компания приводит в движение другую. В какой-то степени это дает не только преимущества, но и может привести, например, к следующим проблемам:

Во всех комплексных структурах бизнес-процессов все связанные факторы должны быть согласованы. Чем лучше они определены, тем лучше будет итоговый результат. 

Для того чтобы обеспечить прозрачность друг для друга, компьютерные программы и системы должны быть одинаковыми, чтобы обеспечить доступ к данным. Вы можете использовать стандартное программное обеспечение или же создать уникальное, отвечающее Вашим потребностям. Выбор варианта во многом зависит от конечной цели. Тем не менее, важно, чтобы на всех компьютерах компании оно было одним и тем же. Если это условие выполнено, то компании могут рассчитывать количество необходимого сырья, запасов, объем производимых товаров и даты производства. Это важно для оптимального контроля процессов внутри компании. Благодаря современным технологиям теперь не составляет проблем использовать одинаковые программы. Прогресс в этой области идет семимильными шагами. Каждый день на рынок выходят обновления и новые программные функции. Необходимо, чтобы все вовлеченные в процесс участники, понимали важность этого

Большой вред может произойти, если отделам компании недоступны одни и те же данные. Необходимо обмениваться как можно более полной информацией, чтобы избежать этой проблемы. В противном случае, это может привести к там называемому «эффекту хлыста»

Важно четко определить следующее:

  • задачи / процессы
  • порядок управления 
  • стоимость, финансовые сложности и риски 
  • удельный вес добавленной стоимости

Цели управления цепочками поставок

  • Обеспечение бесперебойных доставок  по всей длине цепи. 
  • Улучшение качества информационного потока, т.к. проблемы коммуникации ведут к задержкам в доставке. Также очень важна финансовая сторона, но это нечто само собой разумеющееся и очевидное. При постоянном обмене информацией достаточно просто избежать многих проблем, включая срыв поставок.    
  • Снижение расходов на хранение может быть достигнуто использованием т.н. концепции «Точно в срок» (Just In time). План производства составляется таким образом, что каждый компонент доставляется в необходимом количестве, в нужное место и точно к назначенному сроку для производства, сборки или реализации готовой продукции. При согласованной работе всех участников общее время производства сокращается. При оптимальном координировании также упрощаются и сокращаются товаропотоки.
  • Если поставщики сырья, производители и оптовые торговцы совместно координируют свою работу, то итоговый результат – повышение конкурентоспособности не заставит себя долго ждать. Благодаря более короткому времени производства, можно быстрее реагировать на изменения спроса и адаптировать соответственно процесс производства.
  • Увеличение доли рынка и увеличение количества довольных клиентов – не волшебство, а лишь итог упорной совместной работы. Если клиент вовремя получает заказанный товар, удовлетворенность клиента растет. Чем быстрее клиент получает товар – тем он счастливее.  

Положительный эффект появляется от совместных усилий и обоюдного доверия всех участников. Это, например, может происходить в следующих отраслях: 

  • совместная работа над улучшением или обновлением продукта
  • оптимальное использование транспорта
  • склады совместного пользования


Управление цепочками поставок и логистика


Логистика концентрируется на конкретной компании и работает над информационными и товарными потоками напрямую с заинтересованными сторонами. Управление цепочками поставок рассматривает общую структуру поставщиков сырья, производителей, оптовых торговцев и финальных потребителей. Помимо инфо и товаропотоков, также огромное внимание уделяется денежному потоку.

В управлении бизнесом, управление цепочками поставок обычно рассматривается как новый подход, потому что оно включает в себя не только логистику, но и контроль, управление, изучение потребностей (маркетинг), бухгалтерскую отчетность и, конечно же, производство. Таким образом, в конечном счете, логистика – это фактически часть управления цепочками поставок 

«Глубина» и «ширина» управления цепочками поставок

Внедрение управление цепочками поставок размывает границы традиционных бизнес-функций, таких как логистика, производство, бухгалтерский учет, научные исследования.  Это объясняется тем, что управление цепочками поставок состоит их трех ключевых этапов:

  • Первый этап - стратегическое управление цепочками поставок или фаза разработки или стратегия цепочки поставок определяет долгосрочные эффекты деловых решений. Это включает в себя планирование расположения производства и мест хранения, а также решения по аутсорсингу каких-то отраслей производства. 
  • Второй этап - тактическое управление цепочками поставок и планирование цепочки поставок основывается на первом этапе и влияет на среднесрочные решения от 3 месяцев до года. Этот этап позволяет делать более точные прогнозы, которые служат базой для принятия решений об уровне запасов, уровне производства, развития отношений с поставщиками сырья и составления плана производства.  
  • Третий этап - оперативное управление цепочками поставок характеризуется краткосрочными временными рамками в несколько недель или дней. На этом этапе Вы обладаете достаточно достоверной информацией о спросе. Теперь все зависит от входящих заказов и их быстрого исполнения. Обычно этот этап включает в себя следующие решения: планирование, составление упаковочных листов, погрузка машин и зависимости между спросом и запасами.

Выводы

В конечном итоге управление цепочками поставок – это налаженное взаимодействие между поставщиками и их партнерами, например, субпоставщиками, клиентами и логистическими компаниями. Только при условии, что данное взаимодействие  происходит постоянно и без проблем, от работы будет положительный итог, и она будет приносить доход.

За последнее время в сфере управления цепочками поставок была проделана огромная работа для улучшения работы текущих товаропотоков,что в свою очередь помогло снизить напряжение и количество проблем. Была создана так называемая «расслабленная деловая атмосфера», которая способствует дальнейшему сотрудничеству. Деловой мир переживает сейчас нелегкие времена, поэтому необходимо обращать внимание на накопления компании. Все компании стремятся получить возможность продолжать свою работу с наибольшей экономией времени и денег. Говорят, что применение управления цепочками поставок в этой области – это очень высокий фактор успеха. Таким образом, важно продолжать изучение этой темы. Но в последние годы множество предпринимателей уже осознали и приняли это, что означает, что компании разумно ведут дела и уверенно и с надеждой смотрят в будущее. Принимая во внимание уровень безработицы, это, несомненно, должно расцениваться как успех.

Автор: Франк Бартш

При заказе тест-драйва стартовая версия в подарок

Пожалуйста, указывайте настоящие контактные данные, программа высылается после того как наш сотрудник пообщается с вами.

Оставляя заявку, вы даете согласие на обработку ваших персональных данных.