«Аквалайф» – лидер российского рынка безалкогольных напитков [1]. Компания также работает еще по нескольким направлениям – кондитерские изделия, снеки и семечки. Бренды компании: напитки из Черноголовки, конфеты Савинов, напиток Байкал, лимонад Fantola, Снеки Fishka, Раздолье и Потеха. Продукция выпускается на 3 заводах на территории РФ.
Предпосылки внедрения
На момент выбора специализированного решения компания уже имела большой ассортимент продукции. Прогнозы и расчеты товарного запаса на складе для покрытия спроса делали в Excel. Но у такого подхода был ряд недостатков:
- Применимость Excel была очень ограничена. Сложно было учитывать старую историю продаж, новинки, аналоги и другие нюансы, необходимые для прогнозов.
- Вводились новые направления, такие как семечки, снеки и сладости. Объем данных рос, ручные расчеты занимали все больше времени и остро стоял вопрос об автоматизации закупочной деятельности.
- Существовала погрешность в прогнозе запасов, которую в компании хотели минимизировать.
Все это привело к пониманию необходимости внедрения специализированного ПО. Из нескольких решений выбор был сделан в пользу Forecast NOW!. Во-первых, это было оптимальное соотношение цены и качества продукта. Во-вторых, программа была рекомендована несколькими сторонними экспертами. В-третьих, в программе был весь необходимый функционал, который требовался компании.
Внедрение
Из-за того, что в компании на момент внедрения Forecast NOW! происходила смена одной ERP системы на другую, процесс несколько затянулся.
«В процессе интеграции у нас, конечно, возникали некоторые сложности и ошибки. Например с внедрением дополнительных колонок «производство» и «товары в пути». Но, как правило, это все в итоге решалось. Максимум, что мы теряли, это время. При этом со стороны сотрудников Forecast NOW! всегда была оперативная реакция, разъяснения, и в конечном итоге мы эти сложности решали. Не могу сказать, что мы столкнулись с каким-то серьезными трудностями во время процесса внедрения. Скорее это были обычные рабочие моменты, что-то делалось быстрее, что-то медленнее», – Светлана Швецова.
«Отдельно стоит сказать про обучение и сопровождение при внедрении. На этом этапе у нас было очень много скайпов. Совместно с Евгением Викторовым мы подробно разбирали модули программы и вопросы, которые у нас возникали по ним. Потом мы также разбирали все ошибки, которые у нас появлялись на этапе настройки программы. И так небольшими шагами настраивали программу», – Светлана Швецова.
Одним из основных требований к ПО было наличие возможности проводить глубокую аналитику. Поэтому на этапе внедрения к этому блоку было повышенное внимание. В поддержку поступало много запросов, но большинство из них оперативно решали. Хотя были некоторые нюансы работы компании, которым приходилось уделять больше времени. Например, для аналитики по площадкам необходимо учитывать остатки и формировать прогнозы суммарно по складам. Таких площадок, к слову, по напиткам, три. На каждой площадке несколько складов. Ранее система анализировала и рассчитывала прогноз по каждому складу отдельно. После доработки появилась опция «суммарно по складам», которая позволяет, выбирая необходимые склады, получить анализ по площадке в целом.
Штатная эксплуатация
Сейчас программа используется для расчета необходимого товарного запаса на складах. Исходя их этих расчетов, реальных остатков и акционных объемов, учитываемых программой, планируется производство продукции.
Помимо этого идет работа с промоакциями. Регулярно проводятся многомиллионные акции, поэтому их учет важен.
Активно используется блок аналитики. ABC-Анализ по товарам, АBC-анализ по клиентам, анализ излишков, суммарный анализ по складам и площадкам по разным направлениями. При этом отчетами пользуется коммерческий департамент компании и регулярно делает запросы в отдел закупочный логистики. Как утверждают в компании, Forecast NOW! позволяет построить такие отчеты, которые не получается сделать в других программах.
Результаты
- Благодаря автоматизации процессов сотрудники стали тратить в несколько раз меньше времени на рутинные операции. Выполнение отдельных операций стало быстрее в десятки раз. Теперь анализ, который раньше делался вручную в Excel, сотрудник может сделать в один клик.
- Благодаря Forecast NOW! удалось расширить горизонт планирования запасов с 4-х недельных прогнозов до 6-ти недельных. И период планирования предполагается расширять.
- Удалось стабилизировать остатки. Кривая остатков раньше сильно менялась, что создавало дополнительные трудности при прогнозах. Сейчас прогноз остатков стал более предсказуемый и нет резких колебаний.
«У меня хорошие впечатления от сотрудничества с компанией. За все время сотрудничества не было ни одной ситуации, чтобы наши вопросы и замечания остались без ответов. Мы постоянно поддерживаем коммуникацию с отделом внедрения и видно, что сотрудники Forecast NOW! заинтересованы в том, чтобы мы достигли поставленных целей», – Светлана Швецова.
Дальнейшие планы
Сейчас перед компанией стоят две большие задачи, которые они хотят решить с помощью Forecast NOW!
Первая задача – это расчет совокупного коэффициента акций по всем складам. Компания работает с большим количеством акций. Но сейчас акции заносятся только на один склад. Коэффициенты по акциям рассчитываются индивидуально по каждому складу с учетом его спроса и особенностей. В компании хотели бы использовать возможность вносить данные по акции на одну площадку (несколько складов), а затем рассчитать совокупный коэффициент по акции по всем складам площадки суммарно. Решение этой задачи – один из приоритетов компании на будущее. Сейчас идет тестовая обкатка решения.
Вторая задача – возможность распределения отгрузок по площадкам с учетом остатков на складах. Так как в компании 3 действующих завода в разных регионах страны, программа должна будет определять, с какой площадки эффективнее всего будет делать отгрузки конкретному клиенту с учетом остатков, доставки и затрат на логистику. Уже пройден первый этап реализации.
[1] По данным с официального сайта компании Аквалайф https://aqualife.ru/