Что такое АВС анализ?
АВС анализ – это не стратегия в управлении товарными запасами, а лишь некий вспомогательный инструмент в решении конкретных задач. Например, с его помощью можно понять:
- какие товары приносят больше прибыли;
- за какими товарами стоит лучше следить;
- что и как лучше выложить на полку;
- принять решение, по каким товарам стимулировать продажи;
- какие группы товаров и на какой срок закупать.
История появления ABC анализа
В конце 19 века итальянский программист Вильфредо Парето исследовал домохозяйства в Италии и пришёл к выводу, что 20% из них получают 80% доходов. Применительно к товарам, мы можем сказать, что 20% товаров нам дают 80% прибыли. Этот принцип и стал основой АВС-анализа – метода, который позволяет классифицировать сущности по группам в зависимости от величины их вклада в итоговый результат.
По каким критериям обычно проводится анализ управления запасами?
- Объёмы продажи товаров в натуральных единицах и в денежных единицах (как в ценах реализации, так и в ценах закупки).
- Количество дней продаж.
- Прибыль.
- Объём запасов.
- Рентабельность.
- Возможна и важна комбинация параметров.
Мы постарались собрать наиболее важные критерии, которые имеют практическую ценность для АВС-анализа. Комбинирую между собой эти параметры, мы можем получить разные анализы. Например, хотим поделить товары по частоте продаж и прибыли, выбираем эти критерии, проводим анализ – и весь ассортимент разделился на разные группы. Мы видим, какие товары попали в группу АА (которые наиболее часто продаются и обеспечивают наибольшую прибыль), какие попали в группу АВ (часто продаются, но обеспечивают меньшую прибыль) и т.д.
ABC-анализ по накопительном проценту
Есть несколько методик проведения АВС-анализа, но мы рассмотрим две наиболее часто встречающиеся на практике.
ABC-анализ по накопительному проценту
Итак, у нас есть товары, которые сгенерировали нам какую-то прибыль за период проведения анализа. Сначала мы сортируем эти товары по значению критерия от большего к меньшему. Далее наша задача –понять, какой процент критерия обеспечивает каждый товар.
Например (изображение выше), товар 9 обеспечил 37% прибыли, которую мы получили от 10 товаров. Мы посчитали сумму по прибыли (она не выведена в таблицу) и поделили 550 на эту сумму. И так по каждому товару определяем, какой процент по выбранному критерию он обеспечивает. После этого мы просчитываем накопительный процент. Например, товары 9 и 7 обеспечивают 71% прибыли, товары 9,7 и 3 обеспечили 79% прибыли и т.д.
Дальше нам необходимо подобрать границы отнесения товаров к определённой группе. Выбираем критерии и делаем. В основе нашего примера – классический принцип Парето.
- Группа А – товары, которые принесли нам 80% прибыли.
- Группа В – товары, которые обеспечили 15% прибыли.
- Группа С – товары, обеспечившие 5% прибыли.
Недостатки анализа по накопительному проценту:
- Сами выбираем границы, а значит, есть риск ошибиться. При любых изменениях в системе управления запасами, какие-то жёсткие границы не всегда работают. В том году принцип «80-15-5» у вас работал отлично, а в этом году – нет.
- При таком методе анализа товары с близкими значениями параметров могут попасть в разные группы. Сравните характеристики прибыли товара 3 и 6 на изображении выше.
Если мы проводим АВС-анализ, чтобы применять какую-то определённую политику к каждой группе товара, а у нас товары с близкими параметрами попадают в разные группы, могут возникать проблемы с интерпретацией результатов и дальнейшие сложности с системой управления товарными запасами.
ABC анализ по касательным
Чтобы решить проблему выше, был разработан метод АВС-анализа по касательным. Как его сделать?
- Первый шаг – такой же, как и в предыдущем методе. Мы сортируем товары по выручке, проценту суммарной выручки, которую обеспечил товар, и накопительному проценту
- Строим кривую. По оси Y – накопительное значение. По оси Х – количество товара в штуках (в процентах).
- Соединяем точку начала и точку конца кривой и проводим касательную параллельно этой кривой (красные линии).
- Из точки касания проводим линию к концу графика и строим ещё одну касательную к этой линии (зелёные линии).
- Таким образом, мы разделили нашу кривую на три сектора – это и будут группы А,В,С.
Преимущество метода
Когда меняются данные, спрос, ассортимент, кривая тоже перестраивается. Нам остаётся только построить новые касательные и понять, к какой группе товары относятся.