Что такое уровень сервиса и почему он важен

Что такое уровень сервиса и почему он важен

“Уровень сервиса” в логистике и управлении товарными запасами - распространенный термин.  Давайте разберемся, что это такое.

Первое, что нужно знать - при планировании товарных запасов чаще всего оперируют двумя типами уровня сервиса, I и II рода.

Уровень сервиса I рода - это вероятность полного отсутствия дефицита за цикл поставки. Допустим, у вас планируется 100 поставок в ближайший год. Уровень сервиса 95% будет означать, что только в 5 случаях из 100 может возникнуть дефицит товаров на складе между поставками. 


Уровень сервиса I рода

Уровень сервиса I рода - эта величина, которую компания обычно задает самостоятельно. В зависимости от спроса и сроков поставки рассчитывается количество товара, которое должен привозить поставщик. Так, например, если компания хочет обеспечивать уровень сервиса I рода  95% для товара А при сроках поставки 1 раз в неделю, ей может потребоваться 100 единиц продукции. Если для того же самого товара нужно обеспечить уровень сервиса 99%, то объемы еженедельной поставки возрастут.

Важно понимать, что уровень сервиса I рода не отвечает на вопрос “Какое количество спроса компания упустит в моменты дефицита”. Он определяет лишь вероятность полного отсутствия дефицита за цикл поставки.

Уровень сервиса II рода  или уровень насыщения спроса (fill rate) как раз отвечает на вопросы: “Какое количество спроса мы удовлетворим?” или “Сколько именно дефицита возникнет?” 

Уровень сервиса II рода - это доля спроса, которую мы гарантированно покроем с использованием имеющихся на складе запасов в течении периода их пополнения. Допустим, общий спрос на товары был 100 штук в месяц, но на складе имелось только 70 единиц товара, которые и были проданы. Следовательно уровень сервиса второго рода будет равен 70%.

 

Как рассчитать уровень сервиса II рода

Обычно удовлетворенный спрос нам известен. Упущенный спрос можно спрогнозировать. Рассчитать количество товара, которое мы могли бы продать за период - это задача системы или методики прогнозирования, используемой в компании. Как пример самой примитивной оценки прогноза спроса можно привести среднедневные продажи. Если на складе не было товара в течении 5 дней, а среднедневные продажи равны 3 ед. товара, то упущенный спрос будет равен 15 единицам товара. 

УС II рода = удовлетворенный спрос/ (удовлетворенный спрос + упущенный спрос) *100%

Использование показателя уровня сервиса позволяет индивидуально подходить к управлению разными товарами и товарными группами. Во-первых, он позволяет оценить эффективность управления товарными запасами в прошлом - понять, насколько хорошо вы удовлетворяли спроса и  сколько денег потеряли, из-за того, что был дефицит. И во-вторых, он позволяет влиять на будущий спрос - задавать различные уровни сервиса для различных товарных групп. А это открывает возможность для более эффективного управления товарными запасами и планируемым доходом.

Сравнение уровней сервиса I и II рода

График, на рисунке ниже показывает, сколько дополнительного запаса нужно иметь компании, если она хочет увеличить показатель уровеня сервиса. Страховые запасы на нем рассчитаны в единицах стандартного отклонения спроса. Подробнее о стандартном отклонении и о том, как рассчитывается страховой запас, читайте в статье “Формула расчета страхового запаса и пример решения”


Сравнение уровней сервиса I и II рода

Если посмотреть на красный график (уровень сервиса I рода), то видно, что его возрастание ведет к значительному увеличению страхового запаса. Напомним, что он  отвечает за то, чтобы не было дефицита ни единого товара между поставками. Поэтому даже увеличение уровня сервиса I рода на 1 % может привести к существенным увеличениям страхового запаса. 

Уровень сервиса II рода (синий график) имеет более пологий вид. Поэтому его изменение не так сильно сказывается на страховом запасе. Например, при уровне сервиса 90% страхового запаса может практически не быть, а при его повышении до 95% он возрастет незначительно. Напомним, уровень сервиса II рода отвечает за то, какой процент спроса будет удовлетворен.

Используя уровни сервиса I и II рода  для управления товарными запасами нужно их разделять и четко понимать для каких целей они рассчитываются. 

Пример расчета уровня сервиса в Forecast NOW!

В Forecast NOW! можно рассчитывать фактический уровень сервиса за прошлый период, а также устанавливать его как целевой показатель для планирования запасов и формирования заказов.

Планирование уровня сервиса в программе Forecast NOW!

В Forecast NOW! можно установить целевой уровень сервиса, а также понять, какой уровень сервиса будет обеспечиваться разным размером запасов. Прежде чем проводить расчеты уровня сервиса программа моделирует спрос и вероятность его возникновения в период заказа. Пример расчетов спроса на 1 день:

Пример расчетов спроса на 1 день

Из таблицы видно, что спрос 0 может возникнуть с вероятностью 87,63%, спрос 1 – 0,25% и т.д.

Расчет уровня сервиса I рода

Предположим, что мы планируем хранить 15 штук товара и хотим понять, какой уровень сервиса I рода мы обеспечим. Для этого нужно узнать, с какой вероятностью у нас может возникнуть дефицит. Он возникнет, если спрос составит 16 штук (вероятность 0,26%) или 17 штук (вероятность 0,28%) или 19 штук (вероятность 2,79%). Таким образом, уровень сервиса I рода при хранении 15 штук товара составит 96,67% (дефицит может возникнуть в 2,79%+0,28% +0,26% =  3,33% случаях).

уровень сервиса I рода при хранении 15 штук товара

Также мы можем решить обратную задачу – понять, сколько нужно хранить товара, чтобы обеспечить определенный уровень сервиса I рода (например, 95%). Храня 0 штук товара, дефицит не возникнет в 87,63% случаев, храня 1 штуку товара, мы обеспечим 87,63% (вероятность спроса 0) + 0,25% (вероятность спроса 1) = 87,89%. Запаса 5 штук хватит для 91,84% случаев (сумма вероятностей возникновения спроса в 0,1,2,3,4 и 5 штук).

Таким образом, для каждого возможного объема запаса мы рассчитаем гарантированный им уровень сервиса I рода. Для обеспечения 95% необходимо найти запас, обеспечивающий максимально близкий к 95% уровень сервиса и при этом превышающий это целевое значение. Для рассмотренного примера это запас в 9 штук:

уровень сервиса I рода при хранении 9 штук товара

Forecast NOW! все вышеприведенные расчеты проводит автоматически. Также по итогам расчетов можно понять, сколько дополнительно нужно хранить запаса, чтобы обеспечивать более высокий уровень сервиса.

Расчет обеспечиваемого уровня сервиса II рода

В итоге расчетов мы должны понять, какой % спроса мы не покроем для разных размеров запасов. Для этого сначала нужно рассчитать ожидаемое значение спроса. Необходимо каждый возможный объем спроса умножить на вероятность его возникновения и просуммировать получившиеся значения. Для нашего примера ожидаемое значение спроса равно 19*2,79% + 17*0,28% + …1*0,25% = 1,17384. После этого для каждого объема запаса нужно посчитать вероятный дефицит. Например, мы храним 15 штук товара. Вероятный дефицит = (19-15) *2,79 % (не допродадим 4 штуки с вероятностью возникновения спроса 19 штук) + (17-15)*0,28% + (16-15)*0.26% = 0,1196. Таким образом, мы не покроем 0,1196/1,17384*100% = 10,19% ожидаемого спроса. И запас в 15 штук товара гарантирует 100% - 10,19% = 89,81% уровень сервиса 2 рода.

Расчет обеспечиваемого уровня сервиса II рода

Программа сама производит все необходимые расчеты и формирует заказ таким образом, чтобы запас обеспечивал целевой уровень сервиса (I или II рода).

Расчет фактического уровня сервиса

Forecast NOW! рассчитывает, какой уровень сервиса был достигнут в прошлом периоде (по отдельному товару, группе товаров, торговой точке или сети в целом). Обычно оценивается уровень сервиса II рода (какой % спроса был покрыт). В примере на рисунке продажи за год составили 300 штук, упущенный спрос за 17 дней дефицита (рассчитан программой) – 16 штук, фактический уровень сервиса II рода по товару составил 300/ (300+16) = 94,94%.

Расчет фактического уровня сервиса

Для группы товаров уровень сервиса рассчитывается как среднее значение по уровню сервиса для каждого товара группы. Товары с нулевым уровнем сервиса в расчёте не учитываются:

Товары с нулевым уровнем сервиса в расчёте не учитываются

Уровень сервиса по группе листовой материал равен (100%+94,94%+100%+100%)/4 = 98,73%. Фактический уровень сервиса I рода можно оценить, как 100% - % дней дефицита/17 дней товар был в дефиците, это составило 4,64% от года анализа – фактический уровень сервиса I рода составил 100%-4,64%=95,36%.

Уровень сервиса по группе листовой материал

 

Другие публикации