Бизнес переживает непростой период:
- стремительно меняется спрос на отдельные группы товаров;
- нарушаются привычные и выстраиваются новые цепочки поставок;
- поставщики уходят с рынка или приостанавливают поставки, необходимо искать им замену;
- ускоряется инфляция;
- возникает дефицит товаров.
Факторов неопределенности много, управлять товарными запасами становится все сложнее. В таких условиях важно уметь быстро реагировать на изменения, принимать решения и перестраивать привычные схемы работы. И программа Forecast NOW! поможет бизнесу решить эти задачи.
В этой статье мы расскажем, как быть с планированием спроса на товары в условиях неопределенности.
Изменение спроса на отдельные группы товаров
Спрос на одни товары сегодня резко растет, а на другие падает. Например, в продуктах питания сильно вырос спрос на крупы, муку и сахар. Покупатели ожидают дальнейший роста цен и закупают некоторые товары про запас – детское питание, подгузники, товары для животных и т.д. Соответственно, спрос на них тоже резко растет.
По другим группам товаров, наоборот, ожидается снижение продаж из-за снижения покупательской способности. И задача №1 сейчас – скорректировать закупки под это изменение спроса.
Как в этом поможет Forecast NOW!
1. Строим в программе прогноз спроса и сравниваем его с прогнозом отдела продаж или маркетинга.
Построить такой прогноз можно в штуках, деньгах – как хотите. На примере ниже мы построили прогноз в штуках и загрузили в программу прогноз отдела маркетинга.
Мы видим, что начиная с апреля у нас будет снижение спроса из-за внешних факторов, и, соответственно, нам нужно скорректировать закупки, чтобы избежать излишек.
Мы загрузили план в программу, и по каждой позиции можем проверить эти два прогноза. Может быть, прогнозы программы более объективные. А может, более корректными окажутся прогнозы отдела продаж. Программа позволяет нам учитывать оба варианта, создавать поправочные коэффициенты и планировать закупки на будущий период.
2. Вводим поправочные коэффициенты
По одним группам товаров ожидается снижение спроса. По другим, наоборот, увеличение. Программа позволяет сделать прогноз спроса на будущий период с поправочным коэффициентом на закупки. Для этого необходимо воспользоваться механизмом «Акции» и создать «Событие» .
Например, мы ожидаем снижение продаж на какую-то группу товаров на апрель. Выбираем в программе эту группу товаров и планируем событие «снижение продаж» .
Также мы можем выбрать группу товаров, по которой ожидаем увеличение продаж.
Пример:
Предположим, что у нас ожидается снижение продаж на 30% по овощам и фруктам. Выбираем торговые точки (по всей сети или отдельные группы магазинов и складов) и задаем поправочный коэффициент.
Наши закупки на будущий период (в данном примере на апрель) будут скорректированы. Мы закажем товаров меньше, т.к. ожидаем снижение спроса.
Когда наступит апрель и пройдет хотя бы первая неделя, мы можем пересчитать эту акцию. У нас уже будет статистика по продажам, пусть и небольшая. Возможно, спрос упадет не на 30%, как мы планировали, а на 20% или, наоборот, вырастет на 5%. И мы сможем корректировать следующие закупки, исходя из объективной информации, которую получили при помощи моделирования.
Переход на короткие горизонты планирования
В период неопределенности мы можем снижать тот объем данных, который задаем в программе для моделирования прогнозов. По умолчанию в расчет берутся последний год или два года продаж. Возможно, сейчас стоит перейти на более маленькие горизонты анализируемого периода и делать анализ по некоторым группам товаров за последние месяц-два.
В программе вы можете задать любое значение анализируемого периода. В примере ниже мы берем в расчет 1 месяц.
Итак, резюмируем, чем может помочь программа в Forecast NOW! в текущих условиях.
- Программа сама строит прогнозы спроса на будущий период. Вы можете загружать в нее свои прогнозы, сравнивать показатели, вносить корректировки в закупки.
- Вы можете вносить корректировочные коэффициенты по товарам, по которым ожидаете снижение или повышение спроса. При этом, когда этот период настанет и вы накопите какую-то статистику (по часто продающимся товарам достаточно одной-двух недель), вы сможете сами посчитать в программе, как изменился спрос. А затем скорректировать под него свои закупки.
- Вы можете уменьшать скорость реакции программы по группам товаров, выбрать меньший анализируемый период, и тогда скорость реакции на прогнозирование спроса станет быстрее. Соответственно, программа быстрее скорректирует закупки.
Как видите, планировать спрос можно даже в тех условиях, когда кажется, что спланировать ничего невозможно. Также программа Forecast NOW! поможет вам выбрать оптимального поставщика, оптимизировать свой ассортимент, запасы и не потерять деньги в условиях перестройки прежних цепочек поставок. Подробнее об этом рассказали в статье «Как управлять товарными запасами в условиях дефицита, удорожания денег и перестройки цепочек поставок».