Как прогнозировать спрос в условиях неопределенности при помощи Forecast NOW!

Содержание

Бизнес переживает непростой период:

  • стремительно меняется спрос на отдельные группы товаров;
  • нарушаются привычные и выстраиваются новые цепочки поставок;
  • поставщики уходят с рынка или приостанавливают поставки, необходимо искать им замену;
  • ускоряется инфляция;
  • возникает дефицит товаров. 

Факторов неопределенности много, управлять товарными запасами становится все сложнее. В таких условиях важно уметь быстро реагировать на изменения, принимать решения и перестраивать привычные схемы работы. И программа Forecast NOW! поможет бизнесу решить эти задачи.

В этой статье мы расскажем, как быть с планированием спроса на товары в условиях неопределенности. 

Изменение спроса на отдельные группы товаров

Спрос на одни товары сегодня резко растет, а на другие падает. Например, в продуктах питания сильно вырос спрос на крупы, муку и сахар. Покупатели ожидают дальнейший роста цен и закупают некоторые товары про запас - детское питание, подгузники, товары для животных и т.д. Соответственно, спрос на них тоже резко растет.

По другим группам товаров, наоборот, ожидается снижение продаж из-за снижения покупательской способности. И задача №1 сейчас - скорректировать закупки под это изменение спроса.

Как в этом поможет Forecast NOW!


1. Строим в программе прогноз спроса и сравниваем его с прогнозом отдела продаж или маркетинга. 

Построить такой прогноз можно в штуках, деньгах – как хотите. На примере ниже мы построили прогноз в штуках и загрузили в программу прогноз отдела маркетинга. 

прогноз спроса отдела продаж
Мы видим, что начиная с апреля у нас будет снижение спроса из-за внешних факторов, и соответственно нам нужно скорректировать закупки, чтобы избежать излишек.

Мы загрузили план в программу, и по каждой позиции можем проверить эти два прогноза. Может быть, прогнозы программы более объективные. А может, более корректными окажутся прогнозы отдела продаж. Программа позволяет нам учитывать оба варианта, создавать поправочные коэффициенты и планировать закупки на будущий период.


2. Вводим поправочные коэффициенты

По одним группам товаров ожидается снижение спроса. По другим, наоборот, увеличение. Программа позволяет сделать прогноз спроса на будущий период с поправочным коэффициентом на закупки. Для этого необходимо воспользоваться механизмом “Акции” и создать “Событие”. 

Например, мы ожидаем снижение продаж на какую-то группу товаров на апрель. Выбираем в программе эту группу товаров и планируем событие “снижение продаж”.

Так же мы можем выбрать группу товаров, по которой ожидаем увеличение продаж.

Редактирование акций, пример "снижение продаж"

Пример:

Предположим, что у нас ожидается снижение продаж на 30% по овощам и фруктам. Выбираем торговые точки (по всей сети или отдельные группы магазинов и складов) и задаем поправочный коэффициент. 

Коэффициенты товаров, задаем поправочный коэффициент
Наши закупки на будущий период (в данном примере на апрель) будут скорректированы. Мы закажем товаров меньше, т.к. ожидаем снижение спроса.
Когда наступит апрель и пройдет хотя бы первая неделя, мы можем пересчитать эту акцию. У нас уже будет статистика по продажам, пусть и небольшая. Возможно, спрос упадет не на 30%, как мы планировали, а на 20% или, наоборот, вырастет на 5%. И мы сможем корректировать следующие закупки исходя из объективной информации, которую получили при помощи моделирования.

Переход на короткие горизонты планирования

В период неопределенности мы можем снижать тот объем данных, который задаем в программе для моделирования прогнозов. По умолчанию в расчет берутся последний год или два года продаж. Возможно, сейчас стоит перейти на более маленькие горизонты анализируемого периода и делать анализ по некоторым группам товаров за последние месяц-два. 

В программе вы можете задать любое значение анализируемого периода. В примере ниже мы берем в расчет 1 месяц. 

анализ по некоторым группам товаров за последние месяц-два. Задаем любое значение анализируемого периода

Итак, резюмируем, чем может помочь программа в Forecast NOW! в текущих условиях. 

  • Программа сама строит прогнозы спроса на будущий период. Вы можете загружать в нее свои прогнозы, сравнивать показатели, вносить корректировки в закупки. 
  • Вы можете вносить корректировочные коэффициенты по товарам, по которым ожидаете снижение или повышение спроса. При этом, когда этот период настанет и вы накопите какую-то статистику (по часто продающимся товарам достаточно одной-двух недель), вы сможете сами посчитать в программе, как изменился спрос. А затем скорректировать под него свои закупки.
  • Вы можете уменьшать скорость реакции программы по группам товаров, выбрать меньший анализируемый период, и тогда скорость реакции на прогнозирование спроса станет быстрее. Соответственно программа быстрее скорректирует закупки.

Как видите, планировать спрос можно даже в тех условиях, когда кажется, что спланировать ничего невозможно. Также программа Forecast NOW! поможет вам выбрать оптимального поставщика, оптимизировать свой ассортимент, запасы и не потерять деньги в условиях перестройки прежних цепочек поставок. Подробнее об этом рассказали в статье "Как управлять товарными запасами в условиях дефицита, удорожания денег и перестройки цепочек поставок".

Другие публикации