Определение - Управление ассортиментом товаров
Деятельность, целью которой является достижение максимума эффективности предлагаемого покупателю ассортимента, называется управление ассортиментом товаров.
Формирование ассортимента
Такой подход позволяет скорректировать ассортиментную политику и правильно сформировать товарные запасы, что приводит к повышению прибыльности предприятия или магазина. Определение спроса на ту или иную категорию товара, производится при помощи опроса или наблюдения.
Управление ассортиментом товаров в магазине представляет собой поэтапное выполнение действий, которые позволят выявить и поддерживать оптимальный уровень товарного ассортимента.
Анализ ассортимента и структуры продукции
Рассматривая методы управления товарным ассортиментом, можно выработать различные приемы и методы. Одним из наиболее эффективных является метод категорийного менеджмента. Для этого товар разбивается на категории и по каждой из них производится анализ структуры ассортимента, следующим образом:
- формирование категории;
- определение ее роли в ассортименте товаров;
- разработка стратегии и тактики категории;
- оценка эффективности;
- корректировка при неудовлетворительной эффективности.
Формирование категории товаров производится путем объединения определенных групп, которые могут быть взаимодополняющими или взаимозаменяемыми, например, «товары для рыбалки». Управление товарным ассортиментом на предприятии торговли в разрезе формирования категорий обязательно учитывает ценовые показатели товаров и корреляционную составляющую, дающую представление о взаимозаменяемости.
Обеспечивая управление и формирование ассортиментом торгового предприятия, необходимо учитывать, что роли товарных категорий распределяются следующим образом:
- прибыльные товары — высокие темпы продаж и высокая норма прибыли;
- товары, создающие спрос — стабильно популярные товары;
- товары, создающие наличность — стабильно высокие темпы продаж при ассортименте, аналогичном с конкурентами при небольшой норме прибыли;
- товары-защитники — это товары, цены на которые устанавливаются ниже, чем у конкурентов, чтобы привлечь покупателя;
- имиджевые товары — дорогие, статусные товары, привлекающие покупателей с большими деньгами;
- тест-товары — имеют наименьшую долю и вводятся в ассортимент с целью тестирования рынка.
Постоянное совершенствование управления ассортиментом обеспечивают стратегия и тактика продвижения категорий товаров. Стратегия позволяет увеличить количество удовлетворенных целевых покупателей, увеличивая норму прибыли. Тактика — повседневный процесс, обеспечивающий реализацию стратегии. Здесь рассматриваются конкретные моменты, включая ценовую политику, способы презентации, планы поставок и другие текущие вопросы.
При оценке эффективности производится систематический анализ по показателям, которые определяются торговым предприятием. Периодичность такого анализа позволит сделать управление ассортиментом по товарным категориям более динамичным и действенным и своевременно корректировать товарные позиции.