ABC-анализ ассортимента продукции, цели и задачи на примере.

Обновление статьи от 17.07.2019г.

Мы не рекомендуем использовать ABC—анализ как конечный инструмент управления товарными запасами. Рекомендуем его использовать только как промежуточный инструмент для установки уровня сервиса разным товарным группам. Для группы АА- самый высокий уровень сервиса, для АB-ниже и т.д. Но даже такой подход на текущий момент мы считаем устаревшим. Прогрессивным подходом считаем оптимальную установку уровня сервиса автоматически с учетом вероятностной и финансово-рисковой модели

Главная задача любого предприятия — увеличение прибыли. Для этого можно вложить дополнительные средства и увеличить объемы работ, можно закупить новое оборудование или программное обеспечение и усовершенствовать производственный процесс, а можно пойти наиболее простым путем и извлечь максимум из того, что уже имеется.

Рационализировать ресурсы, а соответственно и оптимизировать работу компании, можно с помощью АВС-анализа — экономически обоснованного метода ранжирования сырья, запасов и прочих важных для предприятия «объектов». Применение результатов ABC-анализа позволяет повысить уровень логистики предприятия и, тем самым, минимизировать риски, сократить расходы и увеличить прибыль.

ABC-анализ: цели и принцип действия

ABC-анализ: цели и принцип действия

В основе АВС-анализа лежит закон Парето или, как его еще называют, правило 20/80. Согласно данному закону 20% продаваемых товаров приносят 80% дохода, а 20% ресурсов предприятия дают 80% всего оборота.

Благодаря ABC-анализу можно понять, какими ресурсами лучше запасаться впрок, а какие стоит приобретать непосредственно в момент необходимости, количество каких товаров следует увеличить, а количество каких — уменьшить,  на каких поставщиков стоит полагаться, а на каких лучше не надеяться. Иными словами, с его помощью можно вычислить наиболее/наименее прибыльные товары, наиболее/наименее перспективных поставщиков, наиболее/наименее выгодные запасы и т. д.

В процессе анализа исследуемые товары/ресурсы делят на 3 группы (реже на 4-5).

  • Группа А. Сюда относят именно те 20% товаров/ресурсов, которые и приносят 80% дохода/дают 80% оборота.
  • Группа В. Сюда включают 30% товаров/ресурсов, приносящих 15% дохода/дают 15% оборота.
  • Группа С. В нее включают оставшиеся 50% товаров/ресурсов, приносящих около 5% дохода/ дающих около 5% оборота.

Любую группу товаров (сырья, комплектующих и т. д.) можно исследовать по одному признаку, а можно по нескольким. Главное делать все постепенно. Например, если нужно исследовать товары, то вначале их можно ранжировать по доходности, а затем — по прибыльности. В таком случае вместо трех групп получится уже девять: АА, АВ, АС, ВА, ВВ, ВС, СА, СВ, СС. Далее, если предприятие способно справиться с большим объемом информации, можно сортировать товары еще и по оборачиваемости и, таким образом, разбить их на 27 групп.

Порядок проведения анализа ассортимента продукции

Порядок проведения анализа ассортимента продукции

ABC-анализ ассортимента проводится в несколько этапов. Рассмотрим последовательность его проведения на конкретном примере.
Вначале необходимо определить объект, который планируется анализировать и параметр, по которому его следует изучать. Чаще всего объектами ABC-анализа становятся ресурсы, поставщики, запасы, отдельные товары и товарные группы. Их изучают на предмет прибыльности, доходности, оборачиваемости, продаваемости и т. д.

Разбор ABC анализа ассортимента на примере. 

Допустим нам нужно исследовать товарный ассортимент торгового предприятия на предмет доходности. Товарная группа — спагетти от различных производителей.

Дальше делается выборка: напротив каждого объекта проставляется значение параметра и рассчитывается доля анализируемого параметра отдельно по каждому объекту.

Годовой объем продаж в рублях рассчитываем как произведение стоимости 1-й упаковки продукции и годового объема продаж в количественном выражении.

  

 Таблица 1. АВС Анализ ассортимента. Пример 1

Товар

 Стоимость 1 упаковки, руб. 

 Годовой объем продаж, шт.  

 Годовой объем продаж (доход), тыс. руб. 

 Годовой объем продаж, % 

Спагетти №1

130

1500

195

1,3

Спагетти №2

150

4600

690

4,7

Спагетти №3

270

1000

270

1,8

Спагетти №4

164

1500

246

1,7

Спагетти №5

200

6000

1 200

8,1

Спагетти №6

194

28000

5432

36,7

Спагетти №7

235

24000

5640

38,1

Спагетти №8

350

200

70

0,5

Спагетти №9

215

4000

860

5,8

Спагетти №10 

290

700

203

1,4

Итого

 

71 500

14 806

100,0

 

 Следующим этапом производится ранжирование — распределение исследуемых объектов в порядке убывания и рассчитывается доля анализируемого параметра нарастающим итогом.

Годовой объем продаж нарастающим итогом рассчитываем как сумму вычисляемого параметра и всех предыдущих.

 

Таблица 2. АВС Анализ ассортимента. Пример 1

 Товар

 Годовой объем продаж, шт. 

 Годовой объем продаж, тыс. руб. 

 Годовой объем продаж,% 

 Годовой объем продаж
нарастающим итогом,% 

Спагетти №7

24000

5640

38,1

38,1

Спагетти №6

28000

5432

36,7

74,8

Спагетти №5

6000

1 200

8,1

82,9

Спагетти №9

4000

860

5,8

88,7

Спагетти №2

4600

690

4,7

93,3

Спагетти №3

1000

270

1,8

95,1

Спагетти №4

1500

246

1,7

96,8

Спагетти №1

1500

195

1,3

98,1

Спагетти №10 

700

203

1,4

99,5

Спагетти №8

200

70

0,5

100,0

Итого

71 500

14 806

100

 

 

 Наконец, объекты разбиваются на 3 группы: А, В и С.

К группе А относим 20% товаров приносящих около 75% дохода. К группе В — 30% товаров, приносящих около 20% дохода. К группе С — 50% товаров, приносящих чуть больше 5% дохода.

 

Таблица 3. АВС Анализ ассортимента. Пример  1

 Категория 

 Разновидность товара 

 Количественная доля 

 Стоимостная доля 

 А

 №7, №6

20

74,8

 В

 №5, №9, №2

30

18,6

 С

 №3, №4, №1, №10, №8

50

6,7

 

По окончанию анализа делаются выводы и принимаются меры.

В нашем примере в категорию А вошли спагетти от производителей №7 и №6. Следовательно, спагетти этих торговых марок следует закупать в наибольшем количестве. От закупки спагетти, вошедших в группу С, с одной стороны, можно вообще отказаться, так как доход от них минимален. С другой стороны, покупателям зачастую важно иметь выбор, а потому оптимальный вариант все же закупать спагетти этих марок, но в минимально-допустимом количестве.

Рассмотрим еще один пример.

1. Рассчитываем годовой объем продаж и вычисляем долю прибыли каждого товара.

 

Таблица 4. ABC Анализ Ассортимента. Пример 2.

 Товар

 Стоимость 1 литра, руб. 

 Годовой объем продаж, шт.  

 Годовой объем продаж (доход), тыс. руб. 

 Годовой объем продаж, % 

Молоко
свежее 

65

5500

357 500

42

Молоко
топленое 

80

745

59 600

7

Фруктовый
молочный 
коктейль

95

179

17 005

2

Кефир

90

2743

236 870

29

Ряженка

100

340

34 000

4

Сливки

130

196

25 480

3

Йогурт

115

592

68 080

8

Сыворотка

45

567

25 515

3

Закваска
молочная

130

65

8 450

1

Айран 

120

71

8 520

1

Итого

 

10 998

841 020

100

 

2. Рассчитываем годовой объем продаж нарастющим итогом.

 

Таблица 5. ABC Анализ Ассортимента. Пример 2.

 Товар

 Годовой объем продаж, шт. 

 Годовой объем продаж, тыс.руб  

 Годовой объем продаж,% 

 Годовой объем продаж нарастающим итогом,% 

Молоко
свежее 

5 000

375 500 

42

42

Кефир

2743

236 870

29

71

Йогурт

592

68 080

8

79

Молоко
топленое

745

59 600

7

86

Ряженка

340

34 000

4

90

Сливки

196

25 480

3

93

Сыворотка

567

25 515

3

96

Фруктовый 
молочный  
коктейль

179

17 005

2

98

Закваска
молочная

65

8 450

1

99

Айран 

71

8 520

1

100

Итого

10 998 

841 020

100

 

 

3. Разбиваем товары на 3 категории. В этом раз группе А относим 20% товаров приносящих около 70% дохода. К группе В — 30% товаров, приносящих около 20% дохода. К группе С — 50% товаров, приносящих 10% дохода. 

 

Таблица 6. ABC Анализ Ассортимента. Пример 2.

 Категория 

 Разновидность товара 

 Количественная доля 

 Стоимостная доля 

 А

 №1, №4

20

71

 В

 №2, №5, №7

30

19

 С

 №3, №6, №8, №9, №10

50

10

Из анализа становиться понятно, что наибольшую прибыль приносят свежее молоко и кефир. В группу B попали топленое молоко, ряженка и йогурт. А все остальные товары приносят лишь 10% дохода.

Дополнительные материалы

Автор: Макс Раевский

Другие публикации