Директор компании, у которого перед глазами есть только показатели прибыли и общей рентабельности не всегда может понять, как их корректировать в нужную сторону. Для того чтобы иметь в руках все рычаги управления, совершенно необходимо провести также расчет оборачиваемости оборотных средств.
Картина использования оборотных средств складывается из четырех основных показателей:
- Длительность оборота (определяется в днях);
- Сколько раз оборотные средства делают оборот в отчетном периоде;
- Сколько оборотных средств приходится на единицу реализованной продукции;
- Коэффициент загрузки средств в обороте.
Рассмотрим расчет этих данных на примере обычного предприятия, а также расчет ряда важных коэффициентов для понимания значения показателей оборачиваемости в общей картине успешности компании.
Коэффициент оборачиваемости
Основная определяющая скорость оборота оборотных средств формула выглядит так:
Коб - это коэффициент оборачиваемости. Он показывает, сколько оборотов оборотных средств было совершено за конкретный период времени. Другие обозначения в данной формуле:
Vp — объем реализации продукции за отчетный период;
Oср — средний остаток оборотных средств за отчетный период.
Чаще всего показатель рассчитывается для года, но может быть выбран совершенно любой, нужный для анализа период. Этот коэффициент и есть скорость оборота оборотных средств. Например, годовой оборот мини-магазина мобильных телефонов составил 4 800 000 руб. Средний остаток средств в обороте составлял 357 600 руб. Получаем коэффициент оборачиваемости:
4800000 / 357 600 = 13,4 оборотов.
Длительность оборота
Также имеет значение, сколько дней длится один оборот. Это один из важнейших показателей, который показывает, через сколько дней компания увидит вложенные в оборот средства в виде денежной выручки и сможет их использовать. Исходя из этого, можно планировать и совершение платежей, и расширение оборота. Длительность рассчитывается так:
Т – число дней в анализируемом периоде.
Рассчитаем этот показатель для приведенного выше цифрового примера. Поскольку предприятие торговое, то имеет минимальное количество выходных – 5 дней в году. Для расчета используем цифру 360 рабочих дней.
Рассчитаем, через сколько дней предприятие могло увидеть вложенные в оборот деньги в виде выручки:
357 600 х 360 / 4 800 000 = 27 дней.
Как видим, оборот средств короткий, руководство предприятия может планировать платежи и использование средств на расширение торговли практически ежемесячно.
Для расчета оборачиваемости оборотных средств важное значение имеет и показатель рентабельности. Для его расчета нужно вычислить соотношение прибыли к среднегодовому остатку оборотных средств.
Прибыль предприятия за анализируемый год составила 1 640 000 руб, среднегодовой остаток 34 080 000 руб. Соответственно рентабельность оборотных средств в данном примере составляет всего 5%.
Коэффициент загрузки средств в обороте
И еще один показатель, необходимый для оценки скорости оборота оборотных средств – это коэффициент загрузки средств в обороте. Коэффициент показывает, сколько оборотных средств авансировано на 1 руб. выручки. Это оборотная фондоемкость, которая показывает, сколько оборотных средств должно быть потрачено, чтобы компания получила 1 рубль выручки. Рассчитывается он так:
где Кз — коэффициент загрузки средств в обороте, коп.;
100 — перевод рублей в копейки.
Это противоположный коэффициенту оборачиваемости показатель. Чем он меньше, тем лучше используются оборотные средства. В нашем случае этот коэффициент равен:
(357 600 / 4 800 000) х 100 = 7,45 коп.
Данный показатель является важным подтверждением того, что оборотные средства используются очень рационально. Расчет всех этих показателей обязателен для предприятия, которое стремится воздействовать на эффективность работы при помощи всех возможных экономических рычагов.
Автоматизация расчета показателей оборачиваемости
Рассмотрим на примере, как можно автоматизировать рассчет. В Forecast NOW! можно рассчитать:
- Оборачиваемость в денежных и натуральных единицах как по конкретному товару, так и по группе товаров, так и по срезу – например, по поставщикам
- Динамику изменения оборачиваемости в любых необходимых разрезах
Пример расчета показателя оборачиваемости по группам товаров:
Оценка динамики изменения оборачиваемости по товарам/группам товаров также очень важна. При этом важно соотнесение графика оборачиваемости с графиком уровня сервиса (насколько мы удовлетворили спрос потребителей в предыдущем периоде).
Например, если оборачиваемость и уровень сервиса снижаются, то это нездоровая ситуация – нужно более внимательно изучить эту группу товаров.
Если оборачиваемость растет, но при этом снижается уровень сервиса, то рост оборачиваемости, скорее всего, обеспечивается меньшими закупками и увеличением дефицита.
Возможна и обратная ситуация - оборачиваемость снижается, но при этом расчёте уровень сервиса – спрос клиентов обеспечивается большими закупками товара. В этих двух ситуациях необходимо оценить динамику прибыли и рентабельности – если эти показатели растут, то происходящие изменения выгодны для компании, падают – необходимо принимать меры. Подробнее о том, что такое уровень сервиса и почему он важен.
В Forecast NOW! оценить динамику оборачиваемости, уровня сервиса, прибыли и рентабельности просто – достаточно провести нужный анализ.
Пример:
Красная линия - оборачиваемость, синяя линия - уровень сервиса II рода. С апреля имеет место рост оборачиваемости при снижении уровня сервиса – необходимо оценить динамику рентабельности и прибыли:
Зеленая линяя - рентабельность, фиолетовая - прибыль. Рентабельность и прибыль с июня падают, можно сделать вывод о негативной динамике изменений
Больше о показателях эффективности: