Управление запасами

Управление запасами или контроль над состоянием запасов – это попытка сбалансировать требуемые запасы и спрос на них с целью минимизации расходов на закупку и хранение. Существует несколько научных школ, которые имеют разные точки зрения по поводу запасов и их функций.  Про них несколько позже, а  сейчас поговорим об основах, для того чтобы любому читателю было проще понять, что такое управление запасами, запасы и каковы их функции.

Что такое запасы?

Запасы – это количество хранящегося товара, планируемого для какого-либо использования. Они могут храниться на предприятии (т.е. – непосредственно на нем или поблизости от него для немедленного использования); или на удаленном складе или в центре распределения для использования в будущем. За исключением компаний, применяющих принцип управления запасами «точно в срок» (just-in-time), в большинстве случаев говоря о запасах, подразумевается, что количество хранящегося товара превышает потребности компании на текущее время (т.е. на ближайшие несколько часов)  

Зачем создавать запасы?

Зачем же компании хранят больше запасов, чем нужно на текущий момент для обеспечения их деятельности? Таблица ниже содержит ряд причин, по которым и создается в итоге «переизбыток» запасов:

Таблица 1

  ЯНВ ФЕВ МАР АПР МАЙ ИЮН;

Спрос

50 50 0 100 200 200

Производство

100 100 100 100 100 100

Запасы на конец месяца   

50 100 200 200 100 0

Причина 1: Удовлетворение спроса

Для того чтобы компании продолжали оставаться в игре, им необходимо иметь в наличие товары именно в тот момент, когда они понадобятся покупателю. Если товаров нет в наличии, то розничному продавцу придется сделать дополнительный заказ. Если же у покупателя есть возможность приобрести товар у другого поставщика, то он может выбрать именно этот вариант, вместо того, чтобы ждать, пока к первому розничному продавцу поступит дополнительный заказ. Следовательно, во многих случаях, если товара нет в наличии, то навсегда упускается возможность его продажи.

Причина 2: Обеспечение бесперебойной работы

Для производства своего продукта производитель должен иметь ряд компонентов (сырье, комплектующие или компоненты для сборки). В случае возникновения дефицита чего-либо вышеперечисленного, производитель просто не сможет завершить производство продукта.

Создание запасов между двумя последовательными операциями также помогает предотвратить их взаимозависимость. Центр производства обычно зависит от предыдущих операций, поставляющих ему компоненты для продолжения работы. Если же он прекратит работу, то все последующие центры придется закрыть из-за отсутствия для них работы. Если же между центрами создан некоторый уровень запасов, то какое-то время они смогут функционировать до того момента, как основной центр не возобновит работу.    

Причина 3: Сроки выполнения (leadtime)

Сроки выполнения – это время, прошедшее с момента размещения заказа (на покупку, направленного в магазин  или на производство, направленного на завод) до момента фактического получения заказанного товара.

Если поставщик (сторонняя компания, внутренний отдел или завод) не может поставить товар по требованию, то компания вынуждена иметь запас этих товаров. Чем выше сроки выполнения, тем большее количество запасов должна иметь компания.  

Компании, применяющие принцип «точно в срок» (just-in-time / JIT), например, Nissan в г.Смирна, штат Теннесси, могут иметь крайне низкий уровень запасов. Доставка товаров грузовыми машинами осуществляется 18 раз в день. Однако, сроки выполнения заказа на сталелитейных заводах могут достигать трех месяцев. Это означает, что компании, использующие их продукцию должны размещать заказ как минимум за 3 месяца. В то же время, для продолжения производства необходимо иметь в наличие трехмесячный запас этой продукции.  

Причина 4: Страховка

Запасы также могут создаваться в качестве страховки от роста цен и инфляции. Продавцы обычно звонят закупщикам незадолго до планируемого повышения цен. Это дает покупателю возможность приобрести товар в избытке, но по цене ниже той, которая была бы, если бы покупатель ждал до того момента, когда действительно возникнет потребность в закупке.

Причина 5: Скидка за количество приобретаемого товара

Часто при покупке большого количества товаров компаниям предлагаются скидки. Это обычно приводит к тому, что приобретается большее количество товаров, чем нужно на самом деле. Однако, если размер скидки достаточен, чтобы компенсировать дополнительные расходы на хранение, возникшие в результате приобретения излишков товара, то решение приобрести большое количество товара оправдано.

Причина 6: Потребность в сглаживании спроса

Иногда запасы необходимы для того, чтобы обеспечить сглаживание спроса на рынке, спрос на котором непредсказуем. Рассмотрите прогноз спроса и план производства, указанные в Таблице 1.

Обратите внимание, как создание запасов позволило компании обеспечить стабильное производство (избавившись тем самым от расходов на наем и обучение новых сотрудников), создавая в тоже время запасы в преддверие увеличения спроса. Фактически, это часто называется прогнозируемым запасов. В сущности, использование запасов позволило компании переместить потребности спроса на более ранние периоды, тем самым сгладив спрос.    

Будущее управления запасами

Экологический менеджмент, который появился благодаря альтруизму или законодательству, значительно расширил возможности управления запасами и логистики обратной цепочки поставок. Экологический менеджмент увеличил количество единиц учета, которые должны контролировать компании. Помимо сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и товаров, подлежащих ремонту, теперь компании вынуждены также  иметь дело с отходами потребления, такими как списанные товары, возвращаемые товары, многоразовые или перерабатываемые контейнеры и любые другие товары, требующие ремонта, повторного использования, переработки или вторичного использования в другом продукте. Розничные продавцы вынуждены иметь дело с теми же самыми проблемами с товарами, которые вернули из-за дефекта, цвета, модели, или просто из-за того, что покупатель откровенно «передумал».

В конечном итоге, управление цепочками поставок имеет сильное влияние на управление запасами. Вместо того, чтобы управлять своими запасами, увеличивать только свою прибыль и снижать только свои расходы, сейчас компании принимают такие решения, которые идут на благо всей цепочке поставок. 

Автор:R. Anthony Inman

Перевод статьи: Александр Грицай

Какую литературу следует читать по теме управление запасами:

  1.  «Моделирование цепи поставок» -  Джереми Шапиро 
  2. «Логистика производственных и товарных запасов»  -  Зеваков А.М. и Петров В.В. 
  3. «Эффективное снабжение. Простые и надежные способы снижения издержек и повышения прибыли.» - Роберт Э. Рудзки, Дуглас Э. Смок, Майкл Кацорке, Шелли Стюарт мл.
  4. «Управление закупками и поставками.» - Майкл Линдерс, Фрейзер Джонсон, Анна Флинн, Гарольд Фирон.
  5. «Терминологическая структура логистики» - Стерлигова А.Н.
  6. «Управление запасами в цепях поставок» - Стерлигова А.Н.
  7. «Управление производством и материальными запасами в век ЭВМ» -Оливер Уайт 1978 год
  8. «Управление поставщиками» -  Штефан М. Вагнер  
  9. «Эффективное управление запасами»  -  Джон Шрайбфедер 
  10. «Управление ассортиментом в рознице. Категорийный менеджмент» -  Светлана Сысоева, Екатерина Бузукова
  11. «Товарный портфель и управление закупками в рознице» -  Елена Комкова
  12. «Управление товаром» - Дональд Р. Леманн, Расселл С. Винер
  13. «Логистика. Интегрированная цепь поставок» -  Бауэрсокс Д.Дж., Клосс Д.Дж
  14. «Логистика: Учебник для высших и средних специальных учебных заведений.» - Гаджинский А. М.
  15. «Теория очередей и управление запасами.» - Рыжиков Ю.И.

Материалы, которые читают чаще всего вместе со статьей «Управление запасами»:

 

Другие публикации