XYZ анализ ассортимента и XYZ анализ запасов

Содержание

Этот вид анализа применяется гораздо реже, чем ABC анализ, но тоже имеет практическую ценность. ABC анализ позволяет найти те товары, которые носят наибольший вклад в какой-то из критериев (прибыль, выручка, запасы и т.д.). XYZ анализ ассортимента помогает оценить товары по стабильности, т.е. насколько у товаров стабильные продажи, стабильная выручка или они хаотичны. Например, какой-то товар продаётся 450-500 штук стабильно, а какой-то товар может продаваться 0 штук, а потом продажи измеряются тысячами. XYZ анализ ассортимента помогает найти эти товары и разделить их по разным группам:

Х – самая стабильная группа
Y – среднестабильная
Z – нестабильная

Важно понимать, к какой группе относится товар, чтобы выбрать для него конкретную политику и понять, как с ним работать дальше.
 

Проведение XYZ анализа по классическому методу

Группа

Количество

Коэффициент вариации

X

50%

0-10%

Y

30 %

10-25%

Z

20 %

>25%

Мы ищем коэффициент вариации. Он показывает, насколько отклоняются продажи от среднего. Чем выше xyz анализ коэффициент вариации, тем больше отклонения продаж от средних. В классическом анализе в группу Х попадают товары, у которых этот коэффициент меньше 10%. В группу Y – товары с коэффициентом от 10 до 25%, в группу Z- товары с коэффициентом выше 25%. Коэффициент вариации за выбранный период необходимо посчитать по каждому товару. Такая функция есть в Excel. После этого мы можем разделить товары на группы X, Y, Z. Так выглядит проведение XYZ анализа в классическом варианте.

А что, если весь ассортимент нестабильно продающиеся запчасти, либо электротовары? Если мы будем применять классическую методику, то весь ассортимент упадёт в группу Z. Что с этим делать? Проблему может решить модифицированная методика XYZ анализа.

Проведение XYZ анализа по модифицированной методике

  1. По каждому товару считается коэффициент вариации по выбранному параметру за установленный период анализ по формуле:  Коэффициент вариации = СТАНДОТКЛОН_РЯДА/СРЗНАЧ_РЯДА*100
  2. Вычисляется среднее значение коэффициента вариации по добавленным в анализ товарам.
  3. Если коэффициент вариации по товару меньше 45% от среднего значения вариации, то он относится к группе Х, если находится в промежутке от 45% до 55% от среднего значения вариации, то к группе Y. Если больше 55% от среднего значения вариации, то к группе Z.

Так даже среди нестабильно продающихся позиций мы можем найти те, что продаются более или, наоборот, менее стабильно. Проведение XYZ анализа позволяет нам разделить товары на разные группы и применить к ним определённую политику управления запасами. 

XYZ анализ ассортимента и XYZ анализ запасов. Тонкости проведения.

Как агрегировать данные? 

Мы можем считать продажи по дням, по неделям или по месяцам. Если мы привозим товар на неделю, то нужно агрегировать данные по неделям. Если – на два дня, нужно агрегировать данные подневные. Если у нас длинные сроки поставки и мы привозим товар на месяц или полгода, то нет смысла считать вариацию по периодам меньше месяца. Необходимо агрегировать данные именно по тому периоду, на который проводим анализ. Складываем эти данные и считаем вариацию, допустим, не по дневным продажам, а сразу по месяцам.

Учитывать ли нулевые периоды продаж?

Методики проведения анализа говорят о том, что нулевые продажи можно не брать в расчёт, т.к. они сильно завышают вариацию. Мы берём только ненулевые продажи. Но и здесь могут быть разные подходы. Обычно всё зависит от того периода, на который мы считаем, и от той агрегации, которую проводим. Если мы работаем с месяцами, то брать в расчёт нулевые месяцы стоит. Если работаем с днями и с редкими продажами, то можно не брать нули в расчёт.

Мы можем агрегировать данные по дням, неделям, месяцам и делать XYZ анализ отдельно либо по всем данным, либо без нулей. Здесь нужно отталкиваться от того, для чего мы проводим анализ и что мы хотим в итоге получить.

ABC XYZ анализ: какой метод выбрать?

Обычно сам по себе XYZ анализ запасов и ассортимента не используется. Он применяется вместе с ABC анализом. Объединение ABC + XYZ анализов запасов помогает выбрать необходимую политику управления запасами. Например, мы можем скомбинировать ABC XYZ анализ и поделить товары на группы. Что мы получим? 

Группа АХ: в неё попали товары, которые много продаются, прибыльны и при этом прибыль по ним стабильна. Какую политику можно применить? По этим позициям будут не очень высокие страховые запасы, потому что они стабильно продаются, и нам не нужно при колебании спроса заказывать много товаров. Они хорошо прогнозируются, по ним высокий товарооборот. 

Есть группа СZ. Это товары, которые редко и нестабильно продаются. Это либо какой-то особенный товар, очень важный для нас. Либо это какие-то неликвидные товары, которые нам нужно возить под заказ. 

Интересные группы AB и BZ. Это те товары, которые много продаются и приносят много прибыли, но при этом они очень хаотичные. По ним обычно рекомендуют делать более частые поставки и более высокий контроль.

Дополнительные материалы:

Другие публикации