Пути повышения эффективности использования оборотных средств03 февраля 2016

Для предприятий особенно важна скорость работы, чем быстрее идет производственный процесс или торговля, тем выше прибыль. У этого правила есть только одно условие – увеличение скорости работы должно происходить с сохранением ее качества. 

Все директора или управляющие производственных предприятий и магазинов постоянно ищут пути повышения эффективности использования оборотных средств. К оборотным средствам относятся:

  • Товары для продажи;
  • Деньги и денежные средства предприятия;
  • Незавершенное производство;
  • Запасы деталей, комплектующих и материалов для производства.


Оценить повышение эффективности использования оборотных средств на предприятии можно при помощи показателя рентабельность оборотных средств. Показатель является соотношением прибыли от продаж к величине оборотных средств.
Соответственно, чем меньше величина оборотных средств, и при этом выше прибыль от продаж, тем выше рентабельность оборотных средств. Важно, что величина оборотных средств должна быть при этом не минимальной, а оптимальной, то есть минимально возможной при максимальном соответствии:

  • запросам производства на производственном предприятии;
  • спросу на товары в торговом предприятии. 

Определить оптимальную величину оборотных средств можно при помощи программного обеспечения, например, Forecast NOW! позволяет автоматически рассчитывать размер оптимального запаса по каждому товару.
Программа определит, какой запас оптимален и сколько товара нужно дозаказать, чтобы поддерживать этот запас с учетом особенностей поставщиков:

 

Оптимальный запас рассчитывается таким образом, чтобы по товар с одной стороны не было дефицита (и, соответственно, упущенной прибыли), с другой – излишних запасов и замороженных денег.
Таким образом, обеспечивается рост или поддержание уровня оборачиваемости.
Пути ускорения оборачиваемости оборотных средств зависят от того, на какой стадии оптимизируется размер средств в обороте. Оборотные средства могут находиться на одной из трех стадий кругооборота: деньги, материалы и средства в незавершенном производстве и готовые для продажи товары. Когда мы говорим о торговом предприятии, под скоростью работы имеется ввиду скорость оборота товаров для продажи.
На стадии формирования товарных или производственных запасов ускорение оборачиваемости оборотных средств достигается за счет:

  • Расчета математически и экономически обоснованных оптимальных норм запаса каждой категории продукции;
  • Улучшений систем хранения товаров на складе: сортировка и логистика хранения;
  • Автоматизация процессов погрузки-разгрузки товаров.
  • Сокращение расстояний между торговым точками или производством или поставщиками, сокращение времени поставок либо расчет оптимального времени заказа с учетом времени поставки;
  • Поиск поставщиков с оптимальными условиями – сроками поставки, ценами на продукцию, и т.д.;


В программе Forecast NOW! можно автоматически определить оптимальных поставщиков и оптимального периода заказа для каждого товара.
Расчеты будут выполнены с учетом многих факторов – сроках и стоимости доставки, прайс-листов, кратности и минимальной партии, отсрочках платежей и т.п.
Пример расчетов по выбору оптимального поставщика:

 

 

 

Пример определения оптимального периода заказа:

 

Когда оборотные средства уже переведены в материалы или товары, становятся целесообразными такие способы:

  • Использование технологичных способов производства — совершенствование оборудования и технологий;
  • Сокращение отходов производства;
  • Типизация и унификация производственных процессов;
  • Применение недорогих материалов без ущерба для конечного результата;
  • Совершенствование сырьевой и топливно-экономической базы;
  • Производство именно того, что пользуется спросом.

На стадии обращения наиболее важны такие способы ускорения оборотных средств:

  • Приближение продукции к потребителю — широкая сеть розничной торговли;
  • Закупка или производство продукции под заказ;
  • Использование всех инструментов логистики продаж и грамотное формирование ассортимента.
  • Использование секретов выкладки товаров в торговом зале;

Часто возникают ситуации, когда отсутствуют продажи товаров из-за ошибок в выкладке (забыли выложить, не туда положили, отклеился ценник). Это ведет к упущенной прибыли и соответственно, падению оборачиваемости.
В Forecast NOW! Предусмотрен анализ, позволяющий выявлять ситуации неслучайного отсутствия спроса при помощи специального анализа

 

Можно быстро выявить в графическом или в табличном виде ситуации неслучайного отсутствия спроса. Если они приходятся на настоящее время, то, возможно, нужно проверить, правильно ли выложен товар на полках.
Работа по всем этим направлениям на всех трех стадиях позволяет значительно ускорить процесс оборота средств в производстве и торговле и сделать предприятие более прибыльным.

При заказе тест-драйва стартовая версия в подарок

Пожалуйста, указывайте настоящие контактные данные, программа высылается после того как наш сотрудник пообщается с вами.

Оставляя заявку вы даете согласие на обработку ваших персональных данных.