Продолжаем рассказывать про виды анализов,которые могут быть полезны для планирования запасов. В предыдущих статьях мы подробно разбирали различные аспекты проведения ABC и XYZ анализов. В этом материале разберем менее популярные виды анализов – FMR, VEN, RFM.
FMR анализ
Это анализ ассортимента или поставщика по частоте обращений к той или иной продукции. Выделяют три основные группы:
- F (fast) – товары с высокой частотой обращения
- M (medium) – товары со средней частотой обращения
- R (rare) – товары, к которым редко обращаются
Ассортимент делится на группы согласно тому, как часто его спрашивают и как часто идут отгрузки.
Как проводить FMR анализ
Методика схожа с ABC-анализом, только в данном случае критерий – это частота обращения к товару.
- Считаем частоту обращений к товару во всех заказах
- Считаем общее число обращений ко всем позициям
- Далее – аналогично ABC-анализу (накопительный процент обращений и деление по группам 80%-15%-5%)
Также есть альтернатива подсчету – считать по дням продаж. Считать, сколько дней товар продавался, суммировать дни продаж по всем товарам, далее считать накопительные проценты и делить товары на группы.
Пример классического FMR-анализа:
В примере видно, что у нас есть несколько заказов. В каждом заказе несколько товаров. Мы посчитали, как часто у нас заказывали тот или иной товар. Например, товар 1 спрашивали 5 раз, товар 2 тоже 5 раз, товар 8 – 1 раз и т.д. Всего у нас было 23 обращения ко всем товарам. Посчитали частоту обращений в процентах, накопительную долю и распределили по группам, также как в ABC-анализе.
Для чего используется FMR-анализ:
- Для определения места складирования продукции и для формирования объемов нормативных или страховых запасов. Например, часто отгружаемая продукция ближе к месту отгрузки.
- Для оптимизации ассортимента
- Для мерчандайзинга. Иногда часто покупаемый товар может быть расположен в дальнем конце магазина, чтобы покупатель, пока идет за ним, попутно положил в корзину другие товары.
- Для комбинации с другими видами анализа
VEN анализ
Это анализ ассортимента, который обычно применяется в медицинских учреждениях, аптеках либо на производстве. Здесь группы товаров делятся по 3-м направлениям:
- V (Vital) – важные для жизни препараты либо детали (сырье), при отсутствии которых остановится производство.
- E (Essential) – препараты для лечения серьезных заболеваний, либо запчасти, без которых производство может частично обходиться, но при этом не будет работать на полную мощность.
- N (Non essential) – препараты с сомнительной эффективностью, либо запчасти, без которых производство может обойтись.
Само распределение по группам делается директивно. Для лекарства – это заранее определенные списки, для конкретных производств эти группы тоже определяются самостоятельно ответственными людьми.
Применение VEN анализа
VEN-анализ обычно комбинируют с ABC-анализом, оценивая рациональность расходования денег. Например, рассматривают потраченные деньги на закупку лекарств. Комбинируется ABC-анализ по потраченным деньгам на закупку лекарств с той группировкой VEN-анализа, где эти лекарства находятся. Таким образом смотрят, насколько эффективно расходуются средства конкретного медицинского учреждения. Например, мы не должны расходовать много денег (группа А) на товары с недостаточной эффективностью (N).
C точки зрения производства нужно понимать, что без товаров группы V мы не можем обходиться. И здесь нужно смотреть, как она соотносится с запасами (хватает или нет), и сколько денег мы на нее тратим. А если мы тратим много денег (находится в группе А) на какое-то не очень важное сырье (из группы N), тогда, возможно, стоит пересмотреть подход к закупке этого сырья и тщательнее проанализировать, почему и что закупается.
RFM анализ
Это сегментация клиентов по 3 критериям:
- R (Recency) – давность последней покупки
- F (Frequency) – частота сделок
- M (Monetary) – сумма сделок
Применение RFM анализа
По каждому направлению выделяют типы сегментации. Их может быть 2, 3, 4 и более. Рассмотрим на примере.
R (Recency)
- До 3 месяцев, недавние
- От 3 до 6 месяцев, средние
- Более 6 месяцев назад, давние
F (Frequency)
- Покупка раз в 3 месяца, частая
- Покупка раз в 6 месяцев, средняя частотность
- Покупка раз в год, низкая частотность
M (Monetary)
- Очень важный
- Средней важности
- Низкой важности
Обычно этот анализ используется для целей маркетинга, чтобы определить, что нам нужно от клиента, в какую группу мы хотим его перераспределить, и что для этого нужно сделать.
Например, клиенту, который принес нам много денег, но давно ничего у нас не покупал, возможно, стоит сделать какое-то специальное предложение. Если клиент покупает часто, но при этом приносит мало денег, то, возможно, не стоит тратить деньги на привлечение подобных клиентов, так как затраты на привлечение больше окупаемости.
Здесь важно понимать, что мы можем сегментировать наших клиентов по группам и в соответствии с этим планировать наше взаимодействие с ними: маркетинговые кампании или условия сотрудничества. Также этот анализ можно комбинировать с ABC-анализом по клиентам.